Регистрация - Вход

Регистрация на сайте даст Вам право оставлять сообщения в гостевой книге, быть допущенными ко всем пунктам меню и оставлять комментарии.






Рейтинг@Mail.ru


[О унынии] - 23.09.12 Печать E-mail
27.09.12 18:27

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, поздравляю вас с праздником. Сегодня у нас тройной праздник. Сегодня воскресный день – малая Пасха. Сегодня мы празднуем попразднество Рождества Пресвятой Богородицы – свет праздника ещё светит в нашем мире. И ещё сегодня мы вспоминаем и празднуем память Липецких святых – тех великих подвижников и угодников Божиих, которые ходили по той же самой земле, по какой ходим мы с вами; которые своими молитвами освятили мир, в котором мы живём, и своею мученической кровью очистили его.

Также можно сказать, что для нас сегодня праздник многократный. Мы сегодня, Слава Богу, живы – это праздник. Мы встали с постели – это праздник. Мы пришли в храм для молитвы – это праздник. Мы имеем возможность дышать, видеть мир, радоваться – это всё необыкновенный праздник. Только мы это мало ценим.

В Святом Писании сказано: «Всегда радуйтесь, за всё благодарите». Святой Иоанн Златоуст говорит: «Вера – удел душ благодарных». Та душа, которая может радоваться, которая может понять, что, если сегодня жив и здоров – это неизмеримый дар Божий, – только такая душа может прийти к настоящей вере в Бога Истинного. И только такая благодарная душа может по-настоящему всё упование своё возложить на Бога, – как это нам и заповедано.

Но у нас, братья и сестры, на самом деле маленькая вера, поэтому многие из нас очень часто ходят в мрачном расположении духа. Когда служится Всенощное бдение, часть этой службы называется полиелей. «Елей» – это исцеление, прощение. По-гречески «Господи, помилуй» – «Кирие элейсон», а полиелей переводится – много елея, много милости Божией. Все должны стоять со свечами, в необыкновенном трепете и радости. А мы стоим мрачные, – каждого какие-то свои помыслы одолевают. Божественная Литургия – это праздников праздник, особенно в воскресный или в праздничный день. Такая радость необыкновенная, это подкрепление души и тела – а мы стоим хмурые. Всё это, братья и сестры, от маловерия. Потому, что если ты всецело Богу доверился, что бы с тобой не происходило, ты говоришь: «Господи, благодарю Тебя за всё, это для моего исцеления» – а лекарство редко бывает сладким. Но Господь лечит мою душу, исцеляет. Господь меня к чему-то готовит, что-то мне открывает, хочет меня спасти. А мы перед малейшим искушением падаем, раздражаемся, впадаем в уныние и даже в отчаяние. Мудрыми духовными людьми сказано: «Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает». Нам заповедана не только радость, нам заповедано раскаяние и печаль о своих грехах – покаяние. Порой я вижу бездну страстей и бездну грехов, которая открывается в моей душе, и я печалюсь: «Я так не совершенен, я так хотел бы быть похожим на Христа, я так хотел бы быть сыном Света – но в моей душе происходит такое, что порой я ощущаю себя исчадием ада. Страсть во мне, и очень много этих страстей». Если я не буду отчаиваться, а буду печалиться об этом, то это печаль во спасение: «Господи, я не совершенен, но уповаю на милость Твою, знаю, что Ты меня всё равно любишь. Господи, Ты ради моего спасению кровь Свою пролил. Я всё своё упование на Тебя возлагаю и каюсь перед Тобою, Господи». Вот это действительно печаль о грехах своих: твоя душа имеет покаянное чувство, твоя душа приходит в смирение. Ты уже думаешь: «Как я могу осуждать брата моего – я ведь во много раз хуже его. Как я могу про какую-то женщину сказать, что она блудница? Да моя душа столько раз блудила, от Бога убегала, против заповедей Божиих грешила. Как я могу сказать про кого-то, что он пьяница беспробудный, что он падший человек, когда мой ум так часто помрачён житейскими страстями, пьянством, похотью, и чем только не помрачён». Печаль о грехе своём соделовает раскаяние и смирение. А отчаяние – когда ты весь зациклился на своём грехе, на своей страсти, когда ты не имеешь надежды на Бога. «Почему я такой несовершенный? Я хотел бы быть вот таким, а я вот какой», – и ты тем самым отпадаешь от Бога, у тебя надежды на Бога нет. И такое отчаяние – то есть прекращение надежды на милость Божию, приводит людей к сумасшествию и даже к самоубийству. Почему грех самоубийства считается одним из самых тяжких грехов, что даже Церковь не молится за самоубийц? Потому, что это верх отчаяния. Господь дал человеку жизнь, а человек говорит: «Не нужна мне жизнь – всё не так!» – и швыряет Божий дар от себя с презрением. Вот почему грех отчаяния доводит до отпадения от Бога.

Я порой вижу человека в мрачном расположении духа. У него тёмное лицо, как будто тень на него нашла. У него согнуты плечи, как будто его тяжестью какой-то придавило. Движения у него, как будто человек наполовину парализован. Солнце светит, дети радуются – у тебя каждую секунду есть возможность сделать доброе дело: пожалеть ребёнка, помочь старушке, помолиться, в храм кирпичик вложить, подойти к жене своей и сказать ласковое слово, утешить её или ребёнка. Столько возможностей для спасения открыто, – а человек мрачный. Обычно в глазах свет, живой ум – а у него глаза как будто пеленой покрыты. Это признаки беснования. Когда я вижу такого мрачного человека, мне помысел говорит, что он беса принёс на плечах своих. Бес запрыгнул ему на плечи – вот почему они согнулись, – тяжесть неимоверная, и «рулит» этим человеком. Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни людей «стяжать благодати Святаго Духа». Мы должны стать сосудами благодати, храмом, наполненным Духом Святым. А что значит «человек не в духе»? – значит, отпал ты от Бога, значит, сейчас мрачные демоны гнездятся в душе твоей. Это такой ужас, что не пожелаешь никому: страшное искушение, которое доводит до самого тяжкого. Святые отцы говорят: «Один из страшных демонов, который мучает людей – демон уныния».

Давайте попытаемся понять, от чего это произошло, почему демон запрыгнул на плечи человека. В Святом Писании сказано: «Несть мира в костех моих от лица грех моих» то есть вся моя внутренняя структура разрушена от того беззакония, которое я творю. И ещё сказано в Святом Писании: «И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое». Братья и сестры, бес уныния обычно приходит после грехопадения: маловерие тебя одолело, и ты потерял надежду на промысел Божий; ты оскорбил человека; кощунство произнёс в уме или в сердце, или ещё что-то произошло. Следом приходит бес уныния. Святые отцы так рассуждают, что, когда бесы подталкивают человека к грехопадению, они говорят: «Согреши, ничего страшного в этом нет, Господь тебя не осудит, Господь простит», – и человек грешит. И как только человек согрешил, бес заходит с другой стороны, со стороны отчаяния: «Всё, ты не спасёшься, тебе не надо каяться, не надо делать добрые дела, ты наш», – «поют» бесы душе, и душа унывает.

Чем можно исцелиться? Чем можно помочь человеку, которого бес уныния гложет? Как человек может сам себе помочь, и к кому он может обратиться? Вот совет духовных отцов: «Когда тебя что-то раздражает, когда ты чем-то недоволен, – благодари Бога». Это удивительно, казалось бы, всё в тебе говорит: «Не за что мне благодарить Бога – всё плохо». Но святые отцы говорят: «Найди в себе силы встать перед иконой и сказать – Господи, слава Тебе за всё». Твоя душа через эту молитву приобретёт смирение и благодарение, – и помощь Божия придёт.

Чем ещё можно помочь? Святыми отцами сказано: «Если душа терпит нападки от демонов, то первое, в чём она нуждается, – это в исповеди». Ты должен покаяться в том состоянии, которое видишь у себя: «Господи, восстал на меня враг, почти одолел. Уныние моё сердце разрывает, – Господи, прости меня». Ты должен свой грех, свою тайную или явную страсть на свет Божий «выволочить» в исповеди, чтобы Божий свет осиял душу твою, чтобы вся эта нечистота убежала, ибо тьма боится света.

Могут помочь молитвы других. Нужно просить: «Помолись за меня брат, помолись за меня сестра, – помоги мне». Маленькая ниточка тебе протягивается, светлый лучик – молитва ближнего твоего. Она маленькая, тоненькая, – потому что у нас немощная молитва, – но она есть. Порой соломинка, палочка или тонкая ниточка может спасти утопающего. Точно так же и маленькая молитовка, маленькое ходатайство пред Богом может помочь человеку, который погибает во грехе уныния.

Надо разобраться в самом себе: «А что же, собственно, я уныл? Чего, мне кажется, у меня нет, что должно быть? Почему я думаю, что всё плохо?». На самом деле, не всё так плохо. Ты плачешь о том, что у тебя что-то не получается: детки тебя не слушаются, или на работе не очень, или ещё что-то. Ты посмотри, что в мире творится: какая война идёт кругом, как кровь льётся, как люди от жестоких неисцельных болезней страдают, мучаются, слова не могут произнести от боли. А ты тут уныл из-за пустяков своих, из-за ерунды, – побойся Бога!

Сегодня мы читали притчу о талантах. Господь говорит: «Хозяин дома – домовладыка одному рабу дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе и отошёл». И когда Он вернулся, пришёл раб, получивший пять талантов, принёс другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов Ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них», он преумножил свои таланты. И Господь ему ответил:
«Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего». «Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два», – и Господь его тоже похвалил, хоть он принёс не десять талантов, а четыре. А тот, которому был дан один талант, взял его и закопал, и принёс назад один, да ещё начал при этом хитрить и лукавить. И Господь сказал: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Если бы третий раб принёс только два таланта, то и его Господь похвалил бы и принял.

Так и мы, братья и сестры, порой завидуем, считаем, что у нас чем-то обделили. Например, мы завидуем: «У него есть богатство, а у меня нет». Знай, что богатство Божий дар, – это талант. Но, чем больше у тебя богатства, тем больше с тебя Господь спросит: «На что ты употребил это богатство? Церковь ли построил? Ближнему помог? Может быть, ты оплатил лечение ребёнка?» То же самое красота, здоровье или любой другой талант: пение, умение читать хорошо или ещё что-то делать. Всё это Божии дары. И Господь с нас спросит, чтобы мы эти дары употребили во благо, преумножили и Господу их вернули. И вот, вместо того, чтобы завидовать, мы должны стараться то, что имеем пять талантов или два, или один, – вот это маленькое мы должны преумножить. А мы вместо этого начинаем плакать: «Ой, мне только два таланта дано, – а этому пять дано, а тому десять». Мы не о том плачем и не о том думаем. То, что дано тебе – преумножь. А ты хочешь, чтобы тебе ещё что-то дано было – знай, что и это должно быть в два раза преумножено.

Так что, братья и сестры, покопайтесь в себе и найдите причину своего уныния. Так ли всё плохо? Такой ли ты уж бедный и несчастный, что ходишь с хмурым, понурым видом и ждёшь, что тебя все пожалеют? Нет, на самом деле всё у тебя есть, и грех жаловаться. Разберитесь в своей душе, и многое вам откроется.

Знаете, очень легко сказать всё правильно, – но очень тяжело это сделать. Бес уныния – такое страшное искушение, оно может к любому подойти. И если нет в тебе уныния, не думай: «Да я никогда этим не согрешу. У меня душа радуется, душа поёт». Слава Богу, что у тебя душа радуется и поёт. Но и к тебе в любую секунду может прийти это страшное искушение. Поэтому надо молиться и просить: «Господи, избави меня от греха этого. Избави меня от страстей, которые помрачают мой ум и ввергают его во тьму погибели. Господи, спаси и сохрани, и защити от всякого зла».

Богу нашему слава, честь и держава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.