Регистрация - Вход

Регистрация на сайте даст Вам право оставлять сообщения в гостевой книге, быть допущенными ко всем пунктам меню и оставлять комментарии.






Рейтинг@Mail.ru


[Светильник для тела есть око - беседа на Евангелие от Матфея ] - 24.06.12 Печать E-mail
02.07.12 18:07

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем Евангельском чтении Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?». О чём эти слова? Око – имеется в виду не глаз. Святые отцы говорят, что око – это человеческий ум, ибо ум стоит на страже души. Ум это дар, который Господь дал человеку: умом ты можешь определять добро и зло, и умом своим можешь управлять душой. Например, если сердце ненавидит кого-то, если тебе нанесена рана или обида, и ты сердцем ещё не простил, потому, что очень медленно и тяжко обиды зарастают – но умом ты должен уже простить, сказав: «Господи, я прощаю этого человека». Ещё сердце твоё не смирилось, но умом ты заставляешь свою душу говорить: «я прощаю». Если ум твой повреждён, если он грязен, то всё вокруг, и даже твоё тело становится осквернённым, ослеплённым и чёрным.

Люди, которые наблюдают за собой, пытаются вести духовный образ жизни, пытаются «убегать» от греха, знают, что грех всегда проникает через ум. Любой соблазн, и любое грехопадение начинается с мысли. Сначала идёт внутренняя борьба. Ты знаешь, что это грех, что этого нельзя делать. Умом понимаешь, что это тебе вредит, грех тебя разрушает, уничтожает. Но лукавый начинает обрабатывать ум хитрыми помыслами. Святые отцы говорят, что когда лукавые бесы подталкивают ко греху, они внушают: «Да нет, это на самом деле не грех, в этом нет ничего страшного». А когда человек согрешил, поддался искушению, тогда бесы приступают, чтобы ввергнуть человека в бездну отчаяния и начинают ему говорить: «Тебя Бог не простит, ты так тяжко согрешил – ты отпал от Бога, ты теперь наш. Какой теперь смысл молиться, каяться?» – такая тактика бесовская.

Есть такое понятие – образ мысли в человеке. Святые отцы говорят, что как тело человеческое держится на костях, и вокруг костей формируются жилы и мышцы, так и образ мысли – это «скелет», на опорах которого твой ум держится. Этот «скелет» нужно формировать и растить. И если основу твоего мысленного «скелета» составляет Слово Божие, если ты читаешь творения Святых отцов, если ты видишь вокруг себя благие примеры, и родители воспитали тебя в добромыслии, рассказывая тебе что добро, а что зло; то ты понимаешь, что можно делать, а чего нельзя. Если твой ум построен на благе, то его очень трудно лукавым бесам одолеть. Тебе бес шепчет: «Какая хорошая вещь у соседа твоего, стащи эту вещь и она будет твоей». Но эта лукавая мысль разбивается о внутреннюю структуру твоего ума, ибо в уме твоём всплывает заповедь: не укради. А еще такая заповедь: не пожелай у ближнего своего ни вола его, ни раба его, ни жену его. Не пожелай даже! И если у тебя всплыла эта добрая мысль – ты отразишь лукавый помысел не пойдёшь воровать. Вот почему так важно воспитывать детей с самого детства на добром слове, на добром деле, на добром примере, на Слове Божием, на заповедях Божиих. Без этого внутреннего стержня человек как пластилин: бес разжёг страсть к блуду – и понесло человека в блуд; разжёг лукавый страсть к жадности – и человек стал скупердяем, который за деньги готов продать мать. Если нет внутреннего стержня, то человек как ртуть перетекает от одного греха к другому. Порой и нас бес «катает» как хочет, если нет у нас внутри Слова Божия.

В Ветхом Завете есть заповедь: «Если ты любишь сына своего, сокрушай ребра ему». Разве Господь учит бить ребёнка, ломать ему ребро? Эту заповедь надо понимать духовно: ребро – это грань, образ мысли. Страсти видны уже с детства, и бывает, что ребёнок эгоист, который навязывает свою волю родителям: «Хочу то, хочу это». Падает на пол, начинает ногами стучать. Если родитель поддастся, то в следующий раз будет хуже, это будет постоянно. А надо переломить это в своём ребёнке: «Нет, не позволю тебе этого сделать, ни в коем случае». Бывает, ребёнок маму бьёт, ударил по щеке – а мама: хи-хи, ха-ха: «Ну что с него взять, он маленький». Нет! Ты должен сломать ложный образ мысли ребёнка – ребро мысленное сломать, сказать: «Ты что делаешь, как ты смеешь – этого нельзя делать!». Даже если потом человек будет ещё согрешать по своей слабости, но внутри него будет сидеть этот запрет: «Нет, это нельзя, я неправильно делаю». Но если ты будешь потакать греху своего ребёнка, если ты в уме у своего сына или дочери не насадишь твёрдые грани, то потом твой ребёнок из тебя же «совьёт верёвки». Когда рождается ребёнок – это самое большое счастье для родителей, они холят и лелеют своё чадо. Но если родители неправильно воспитывают его, потом они начинают плакать: «Сын – пьяница всего измучил, всю жизнь мою сломал» или: «Дочь блудницей стала, что она делает? – позор на мою голову».

Братия и сестры, Господь дал такой дар человеку, что он может преображать мир вокруг себя. И когда говорит Господь: «Светильник телу есть око», это значит, что всему материальному светильник – ум человеческий, дух человеческий, образ Божий в человеке. Каждый христианин может освящать тварный мир вокруг себя, может преображать его к лучшему. Кругом беззакония, кругом мусор, ужас какой-то твориться – но ты можешь это убрать, очистить, вытряхнуть. Ты можешь плохое преобразить к лучшему, если у тебя нормальное направление ума, если твой светильник светел – тогда всё вокруг тебя становится светло.

Мы видим пример святых иконописцев, когда они с упованием на Господа молились: «Господи, Ты води моими руками, дай мне изобразить образ Твой», и они писали такие иконы, которые никто не может превзойти. Сейчас каждый миллиметр иконы может компьютер повторить, но в ней нет духа, нет частицы души, которую человек вложил в икону. Когда человек с душой и любовью что-то делает, то даже материальное становится необыкновенным. Это пример того, когда светлый ум, озарённый любовью, всё преображает вокруг. Но если в уме злоба, ненависть, похоть, если страсти влекут, и человек не даёт отдохнуть этим страстям – тогда вокруг всё рушится, человек становится чёрный душою, и только скверну, ненависть, зависть от него видишь. Рядом с таким человеком неприятно находится, от встречи и от разговора с ним ты чувствуешь тяжесть на сердце. Вот что происходит, когда у человека помрачён ум, когда его светильник стал не светлым, а тёмным. Многие говорят: «Я постарела, из дома никуда не выхожу, поэтому я не грешу». Но и, не выходя из дома, умом можно весь мир осквернить, затопить его своей желчью и злобой.

Братья и сестры, я вас хочу призвать, чтобы вы очищали свой ум, свои мысли, – делали их светлыми. Один старец святой жизни так говорит: «Воспитывай в себе добрые помыслы, во всём ищи добро, во всём ищи благое». Даже если тебе что-то не нравится, ты можешь сказать в своём уме: «Господи, могло бы быть ещё хуже, и даже этого я недостоин». Глядишь – уже на сердце посветлело, ты смирился, и многое изменилось вокруг тебя. Берегите свой ум, очищайте его, тогда и душа, и весь мир будет светел – как Господь нам и заповедовал.

Аминь.