Регистрация - Вход

Регистрация на сайте даст Вам право оставлять сообщения в гостевой книге, быть допущенными ко всем пунктам меню и оставлять комментарии.






Рейтинг@Mail.ru


[О духовном рассуждении] - 09.12.12 Печать E-mail
17.12.12 08:21

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, сегодня мне хочется сказать несколько слов о духовном рассуждении. Святыми Отцами сказано, что духовное рассуждение – это один из главных даров Божиих, и одна из высших добродетелей. Любовь – самая высшая добродетель, и разум духовный – высшая добродетель. Потому, что если не иметь этой добродетели, если не иметь здравого рассуждения, то все наши благие попытки в духовной жизни обречены на провал. Если человек не имеет нормального духовного разума, то даже если его сердце возгорелось и возревновало, чтобы исполнить Божию заповедь, ничего хорошего он не сделает. Например, такой человек прочитает о том, что надо своё имение раздать нищим, – пойдёт и раздаст. Через несколько дней он столкнётся с трудностями и начнёт жалеть, да ещё начнёт обвинять Бога: «Господи, Ты же  такую заповедь дал, я всё раздал, остался без средств к существованию и терплю неудобства». А Господь говорил о том, чтобы мы не привязывались к земному богатству, о том, чтобы мы все силы, все помышления, всё, что мы имеем, – а это не только деньги: это время, которое нам отпущено на земле, это сила ума, сила души, – чтобы мы употребляли это на добрые дела. А человек пошёл и буквально всё раздал, а внутренне ещё был не готов к этому. Монахи, которые навсегда уходят в монастырь, – вот они всё раздают и отрекаются от мира, – умирают для земного мира, чтобы родиться в мире духовном. А если человек семейный раздаст всё, что у него есть, он окажется в нищете и обречёт своих детей и жену на голод. То же самое пост. Человек прочитает заповедь о посте и захочет строго-строго поститься, но если он будет это делать в гордости и в неразумии,  то вместо блага получит зло. Он подорвёт своё здоровье и, опять же,  будет роптать на Бога: «Господи, как же так, я ради Тебя постился». Нет, не ради Господа он постился. Он постился неразумно, –  ради тщеславия своего и ради гордыни своей. Возмечтал о себе, что он – нечто великое,  постник великий, – и погубил своё здоровье. И виноват в этом только он, но неразумная человеческая голова обвиняет во всём Господа.

Пример того, как неразумно поступают люди и к чему приводит отсутствие духовного рассуждения, мы читали сегодня в Священном Писании. Мы читали о том, что в субботу, когда иудеи собирались в сонмище, ко Господу подошла «женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться». Но, подойдя к Спасителю, она получила от Него исцеление. Господь был Милостив к ней, как и ко всем людям, и сказал: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». Тогда «начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Вот такое нездравое рассуждение начальника синагоги. И Господь его поправил, тут же указал на его неправоту, сказав: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?». Эти слова Господа можно отнести и к заповеди о посте. Сейчас идёт Рождественский пост, и многие люди превращают его в идола: «Постись, во что бы то ни стало». Ещё прочитают про заповедь древних Отцов, что до трёх часов дня ничего нельзя есть, и все силы направляют на то, чтобы это исполнить. Но не это главное.  Как говорит Господь: «Не человек для субботы, а суббота для человека», то же и к посту относится. Пост – это «палочка» для охромевшего человечества, чтобы поддержать его, ибо через пост и молитву человек соединяется с Богом, через пост и молитву из человека изгоняется всякая нечисть. Но если ты пост превратишь в идола, если ты постишься ради самого поста, ничего хорошего не выйдет, это будет ложное рассуждение. Как для этого начальника синагоги праздник был ради самого праздника: «Нельзя в седьмой, праздничный день ничего делать, и всё!». А Господь говорит: «Разве человека нельзя исцелить в праздник?». Ведь самое главное – человек, и его здоровье душевное и физическое. Именно для этого пост установлен Церковью, – чтобы мы, разумно постясь, выздоровели от духовных и телесных болезней.

Братия и сестры, духовное неразумие встречается сплошь и рядом. Недаром в Церкви во время святой Божественной Литургии есть молитвы, которые священник читает вслух, а есть тайные. В одной из тайных молитв священник просит: «Господи, прости наши священнические грехи и людские невежествия». Настолько проблема духовного невежества велика, что Церковь просит её разрешения у Господа.

Ещё, братия и сестры, мы стесняемся своей невежественности по ложному стыду. И что происходит? Вместо того, чтобы подойти к священнику и спросить, как поступить в той или иной ситуации, как поститься, какую меру поста выбрать, –  может быть, я по гордыне своей взвалил на себя то, что мне не полезно? – мы стесняемся и спрашиваем об этом у того, кто в храме полы моет или стоит в лавке. Церковь – это духовная больница. Представьте, что вы придёте в обычную больницу со сложным заболеванием, которое ещё не всякий врач сможет правильно диагностировать, – и начнёте спрашивать совета у нянечки, которая выносит судна, или даже у медсестры. Много они вам насоветуют? Может быть, очень много, но эти советы могут привести к погибели. И в духовной жизни мы порой имеем такое же неразумие. Вместо того, чтобы спросить у духовного врача, которого Господь поставил пасти стадо Христово и отвечать за него, – мы спрашиваем у служителей, которые, может быть, в Церкви и день и ночь, но, поверьте, столько невежества и темноты у людей, которые берутся рассуждать о чём-либо, а понятия об этом не имеют. «Слышали звон, да не знают, где он». Могу привести пример из нашей Донской приходской жизни. Установилось правило: когда отпевают усопшего, – до обеда не выносить его из дома. В Требнике в чине отпевания сказано: «После Обедни, то есть  после Литургии, священник идёт в дом, где жил усопший, там служится лития, и потом усопший приносится в храм». А люди Обедню – духовную трапезу – перепутали с обедом. И теперь у нас такая заповедь в Донском: до обеда усопшего ни в коем случае нельзя выносить. Это духовное невежество, это «сон разума, который рождает чудовищ».

Братия и сестры, лично мне очень тяжело видеть духовное невежество. Я знаю, что Бог мой – Бог-Слово, Логос, что по-гречески означает «разум». В Церкви всё разумно. В Церкви всё подчинено духовному разуму. Каждое слово, каждое движение Церкви, каждое действие священника, – всё пропитано Божественным разумом. И когда приходит человек с тёмным умом, ничего не понимает и начинает при этом указывать, рассуждать, говорить что-то нелепое, – мне это тяжело переносить. Потому, что я вижу, что человек этот не просвещён Божественным Светом, он, может быть, только мечтает о себе, – что он просвещён и уже много знает. А на самом деле, тьма в уме его, и, когда человек в этой тьме пребывает, – он всё равно, что слепец. Господь сказал: «Если слепец слепца поведёт, то оба упадут в яму». Вот точно так же, если разум у человека ещё не просвещённый, а он берётся учить кого-то, вести в духовной жизни, – оба упадут в яму. Это очень страшно. Невежество и темнота в человеке – это против замысла Божия. Господь нас призывает к тому, чтобы мы тянулись к Свету, но не к тьме.

Мне очень хочется, чтобы все мы стремились к Свету. Мне очень хочется, чтобы все мы имели здравое духовное рассуждение. Если что-то не понимаешь,  подойди, спроси, не постесняйся, – это ложный стыд. Если ученик спросит о чём-то учителя в школе, – разве он что-то плохое совершит? Учитель рад помочь ученику, ведь он для этого и поставлен. Если ты пришёл в больницу к врачу, он будет рад помочь, ведь это его призвание – лечить людей. Он жизнь свою положил, чтобы стать врачом. Но если ты вместо врача обращаешься к нянечке, то можешь очень сильно себе навредить, и это будет верх духовного неразумия.

Братия и сестры, да поможет нам Бог быть в разуме, в чистоте, в любви и смирении.

Аминь.