[О Божественной любви] - 14.10.12 Печать
20.10.12 18:11

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас со святым праздничным днём. Сегодня мы празднуем воскресение – малую Пасху, и вспоминаем и празднуем Покров Пресвятой Богородицы.

Так уж получилось, я вчера был на брачном пиру. Женился мой родной брат, и днём к зданию ЗАГСа, где происходит регистрация, постоянно подъезжали свадебные кортежи. Было много людей, много веселья, все были радостные, несмотря на плохую погоду. Вечером после службы я немного поприсутствовал на самом брачном пиру. Тоже было очень весело, радостно, много молодёжи. Было приятно смотреть на молодые лица, и были пожелания любви, любви и любви. Но при этом в моём сердце и в моём уме вставали другие картины. Например, как люди, которые некоторое время назад говорили: «Я жить без тебя не могу», вдруг становились врагами друг другу. Я смотрел на веселье, а сердце сжималось при воспоминании о том, что происходит во многих семьях, когда близкие люди начинают друг друга обманывать. Помните, Господь сказал: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». Может быть, для матерей и отцов это очень обидно, но жена и муж даже ближе матери, потому, что становятся единой плотью. И вот эта «плоть едина» вдруг начинает восставать друг на друга, воевать друг с другом, обманывать – самого себя, на самом деле. В моей душе было понимание, что настоящая любовь, – которая никогда не заканчивается, которая всё терпит, которую не может одолеть даже смерть, – это Божий дар. И то, что мы говорим: «Я тебя люблю» – это ещё не настоящая любовь, и малейшее испытание подтверждает это. Это пока ещё эгоистичная любовь: я увидел красивого человека, и моё сердце возжелало, чтобы эта красота принадлежала мне. Если вдруг мне приходится что-то потерпеть от этой красоты, в чём-то, оказывается, я должен смиряться, и что-то оказывается не так красиво, как я думал, то моё сердце начинает восставать на эту красоту. И куда девается та любовь, о которой люди говорят?

Настоящая любовь – это только Божественная любовь. Земная любовь нам очень нужна: нам очень надо, чтобы в этом мире, где столько зла, где часто друг друга ненавидят, – чтобы кто-нибудь нас погладил, пожалел, чтобы кто-то нам улыбнулся, чтобы мы были кому-то рады, и кто-то радовался нам. Но земная любовь – это только малейший отблеск, только тень настоящей Божественной любви.

Господь пришёл к нам на Землю, и научил нас той любви, которая выше всякого разума человеческого. Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Оказывается, настоящая любовь должна быть жертвенная, то есть до самопожертвования. Тебе так становится близок человек, который рядом с тобой, что начинаешь жить им. Не собой, не своими похотями, желаниями и надеждами, что этот человек мне что-то даст, а ты хочешь дать сам, – вот какая настоящая любовь. Недаром Господь говорит: «блаженнее давать, нежели принимать».

И сегодня в Церкви Святое Писание нам повествует, как Господь даёт пример любви, которая выше всего на свете. Господь говорит: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего». Вот, оказывается, какая Божественная любовь – она необыкновенная. Всё в нашем мире в тех отношениях, среди которых мы обитаем, нас учит обратному: «Как это я буду давать взаймы тому, кто мне не отдаст? – это же безумие», – говорит мирская мудрость. А Божья мудрость говорит: люби и давай тем, кто ничем не воздаст тебе за твою любовь и за твой дар.

Братия и сестры, Божественная любовь – это Божий дар, которого достигли только святые люди. Например, преподобный Серафим Саровский: когда на него напали разбойники, он с топором ходил по лесу. И был он очень крепкой силы человек, потому что постоянно трудился своими руками. Он мог бы этих разбойников раскидать как щенят, тем более, что у него в руках было оружие. А он отложил оружие в сторону и сказал: «Делайте то, зачем пришли». Недуховному человеку невозможно понять, почему он так поступил. А потому, что у него в сердце была такая любовь, такая вера, такая надежда на милосердие Божие, что он знал: даже если его убьют, он попадёт в Небесное Царство, он уйдёт к Тому, Кого больше всех на свете любил – к Богу. И он не хотел причинить даже малейшего вреда тому, кто ему вред причинял. Это был чисто духовный поступок. Это была мудрость выше всей людской мудрости. Но так нам трудно эту мудрость воспринять и понести, так нам трудно поступать точно также. Мы этого просто не можем. Знай, брат и сестра, что, когда ты говоришь кому-то: «я тебя люблю», или говоришь: «я всех людей люблю», «я Бога люблю», но, если тебя чуть кто-то тронул, и в твоей душе тут же ненависть к человеку, и брань слетела с твоих губ, – ты ещё далёк от Божественной любви. Ты ещё ничего не достиг; может быть, только маленький шажочек сделал, и так далеко ещё до Божьего Царства, где царит та самая любовь, которой Господь нас учит. Там царит всепрощающая, всепобеждающая любовь, которая никогда не перестаёт. И недаром святой апостол пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего не­на­видит, тот не имеет Божественной любви».

Братия и сестры, желаю вам и себе от всей души, чтобы в этот необыкновенно светлый и прекрасный день Господь дал нам вкусить хоть чуть-чуть этого светлого чувства, – Божественной любви, которая никогда не перестаёт.

Аминь.