[О любви Бога к человеку] - 07.10.12 Печать
16.10.12 17:38

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас со святым праздничным воскресным днём.

Мы с вами уже беседовали о необыкновенном величии Божием. О том, что нас окружают огромные миры, огромные пространства, и человека во вселенной можно увидеть только под микроскопом. И живём мы с вами на маленькой пылинке, которая летает среди огромных звёздных миров.

В Святом Писании есть такие слова: «Возлюбих благолепие дома Твоего и место селения Славы Твоея». Оказывается, что в этом огромном мире есть место, где поселилась Слава Божия, – это говорится о Церкви. Мы сейчас находимся в небольшом по площади месте, но здесь пребывает Слава Божия: это дом Божий, – это здание посвящено Богу. Создано оно с одной лишь целью – с целью молитвы к Богу – для соединения человеческой души с Богом. И мы находимся с вами в удивительном месте, которое больше всех космических миров, в месте, которое больше времени и пространства, в месте, где пребывает Слава Божия. Господь сказал: «Там, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Здесь находится Творец мира, но порой мы не можем это осознать. Мы порой стесняемся перекреститься, проходя мимо храма: «что про меня подумают?». Вот это наше маловерие, это наше сомнение «вылезает» наружу, когда мы боимся лба перекрестить, и осуждения от человека боимся больше, чем осуждение от Бога.

Кто есть человек? – этот вопрос задан в Святом Писании: «Что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его». Братия и сестры, каждый из нас на самом деле меньше микроба. А Господь нас помнит, Господь нас посещает, Господь пришёл в этот мир, чтобы нас спасти. И в притче Иисус Христос нам рассказывает о женщине, «которая имея десять драхм, если потеряет одну драхму, зажжёт свечи и станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». И в другой притче Господь говорил: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу». Мы – это та самая мелкая монета, драхма потерянная, или овечка заблудшая. И Господь оставляет все Свои миры и приходит к нам, чтобы нас спасти.

Господь пришёл не судить мир, но спасти как сказано в Святом Писании. Он нам показал пример, как надо жить и какими надо быть. Есть такое место в Священном Писании, где сказано про Христа: «Красен добротою паче всех сынов человеческих». Что значит «красен добротою»? Слово «красно» или «красно» – это славянское слово, которое означает «прекрасно». Это высшая степень, совершенство. Господь прекрасен Своей добротой более всех людей на земле. Господь наш Иисус Христос – это Совершенный Бог, пришедший в этот мир искать нас, и ради нас Он стал Совершенным Человеком. Он нам показал, какими мы должны быть, какой замысел у Бога относительно человека. Иисус Христос Воплощённый Бог, – это исполнение Божьего замысла о человеке. Таким как Христос должен быть каждый из нас.

Максим Исповедник пишет: «Бог стал человеком, чтобы человек через Него стал богом» – нас Господь усыновил и удочерил. Мы не по естеству можем стать такими как Он, а по дару усыновления. Но, к сожалению, порой мы творим такое беззаконие и такое зло, что образ Божий в нас гаснет, его не видно. Наш Владыка Никон говорил, а его так научил великий старец – схиархимандрит Виталий, что от человека, который творит зло и беззаконие смердит, – то есть воняет от него. Это вонь духовная. Можно забрызгаться духами, и от человека внешне будет очень хорошо пахнуть. Но от его дел, от его ураненной души смердит. Знаете, когда рана загноится, от неё смрад идёт, так и от души грешника. У человека, который творит зло, лицо становится чёрным – это заметно. У него холодный взгляд, страшные глаза, – особенно если его мучает бес. У него каменное выражение лица. Это просто страшно. Когда я смотрю на таких людей, я молюсь и думаю: «Господи, как страшно это видеть». Мы говорим: ад и Рай. Рай – это будет Царство Света, Царство избранных Божиих, Царство тех людей, которые похожи на Христа и которые пошли за Ним. А ад – это будет тьма кромешная, тьма кроме Бога. Там будут собраны бесы, и те люди, которые возлюбили свои похоти, своё злодеяние и бесовскую силу больше чем Бога. Сказано: «Двери ада заперты изнутри». Думаете, Господь отправит на мучения людей? – нет. Они возлюбили зло больше добра, они тьму возлюбили больше чем Свет.

Помните, святой апостол Иоанн Богослов описывает, в чём суд миру: «Суд же состоит в том, что Свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы» люди отвернулись от Бога и пошли во тьму. Кроме тех, кто принял Свет Божий, кроме тех, кто возжелал правды Божией и пошёл за Христом, остальной мир, который творит зло и беззаконие идёт во тьму. И «Двери ада заперты изнутри». Какое будет там мучение, если там будут собраны люди, которые возлюбили ненависть больше чем любовь. Там будут собраны мучители, убийцы, насильники, люди с гадким сердцем и ненавистной душой. Находиться среди таких людей уже ад, это уже страсть и невозможно вытерпеть. Не дай Бог честному человеку попасть в камеру, где сидят убийцы и злодеи. Там невозможно находиться, так там страшно от сборища страшных людей. Вот что такое ад, братия и сестры – тьма кромешная, тьма людей, забывших Бога. Господь привёл нас в мир не для ада: Господь каждому из нас подарил Свет. Каждый человек – это образ и подобие Божие. Тьма не может одолеть Свет Божий. Сказано: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» – только нужно повернуться на этот Свет и пойти навстречу. Нужно стараться смотреть на себя: «А я в данную секунду с Богом нахожусь, или во тьме кромешной?». Господь привёл меня в этот мир для того, чтобы я в чём-то преуспел, кому-то помог, что-то сделал. Господь меня замыслил и из небытия в бытие привёл для того, чтобы я исполнил Его Святую волю. Когда я исполняю Божию волю, моя душа радуется. Когда я хоть чуть-чуть пытаюсь исполнить Божию заповедь, вокруг и внутри меня всё меняется. Но как только я отпадаю от Божией правды, как только начинаю творить свои похоти, своё зло и беззаконие, – всё помрачается и вокруг, и внутри меня. Такая тьма накатывает на сердце, такая тоска и уныние – просто ужас. Так бывает тогда, когда я отпадаю от Божией правды. Сразу в моей душе и в моём сердце наступает чернота, а я не хочу этой черноты, – я её ненавижу. Для чего гнев дан человеку? не для того, чтобы мы гневались друг на друга, а для того, чтобы мы гневались на всякую неправду. Моё сердце гневается на неправду, но, к сожалению, пока ничего не может с этой неправдой поделать, – и в этом моя страсть, моя мука. Я похож на человека, связанного по рукам и ногам; я пытаюсь разорвать эти путы, и у меня не получается. Но надеюсь на Божие милосердие, надеюсь, что Господь мне поможет осуществить то, ради чего Он привёл меня в этот мир. Надо очень сильно «трепыхаться», надо очень сильно просить, звать Господа, чтобы Господь освободил нас от наших же пут.

Братия и сестры, духовная жизнь очень трудна: это постоянная борьба, прежде всего, с самим собой. И в этой борьбе можно победить, только если поможет Господь Бог. Нужно крепко просить, крепко молиться. И «На Господа уповая, да не изнемогу».

Аминь.