[В день Рождества Пресвятой Богородицы] - 21.09.12 Печать
23.09.12 17:36

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с Рождеством Пресвятой Богородицы.

Сегодня мы празднуем день рождения Той, с участием Которой вочеловечился и пришёл в мир Спаситель мира. Пресвятая Богородица – «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим». Церковь произнося эту молитву, говорит, что Матерь Божия выше ангелов – серафимов и херувимов. Про Богородицу очень трудно говорить. Очень мало нам известно о Ней, – Она обладала такой скромностью, что в Святом Писании Ей отведено мало строк, но если внимательно посмотреть на них, увидим, что они свидетельствуют о необыкновенных событиях. Пресвятая Дева родилась от верующих, молитвенных, добродетельных, но безплодных родителей, – у них не было чада. Люди поносили их, считая, что они тайные грешники, потому, что в Ветхом Завете было такое понимание: если Господь не даёт продолжения рода, значит, муж и жена тяжко согрешили пред Богом и находятся под проклятием. А сейчас мы сами своих детей убиваем и сами себя лишаем Божьего благословения, – вот до чего безумие человеческое дошло.

И вот, Пресвятая Богородица родилась от безчадных родителей. В духовном смысле род человеческий был безчаден – не приносил Богу никакого плода. Мы знаем, что Адам и Ева в Раю пошли против Бога: послушались не заповеди Божией, но льстивого совета лукавого, и стали исполнять не Божью волю, а дьявольскую – вот в чём грех первых людей. И были они изгнаны из Рая в мир сей, и расплодились по всему лицу земли. И все люди, даже верующие, молитвенные и ждущие Мессию, погибали в вечности, – их души шли в ад, потому что двери Рая были закрыты. Всё естество человеческое, как и весь мир, стало падшим, и не было силы у людей, чтобы вернуться к Богу, вернуться в Рай. И то, что Пресвятая Богородица родилась от безплодных родителей, было чудо; но это чудо произошло и со всем родом людским: нам, не имеющим сил, а зачастую и желания, вернуться к Богу, Господь Сам пошёл навстречу. Господь отнял поношение от рода человеческого и избавил его от проклятия.

Братия и сестры, очень трудно говорить о Богородице ещё и потому, что Она выше ангелов, – херувимов и серафимов. Один древний святой сподобился видеть Пресвятую Богородицу, и он сравнивает Её с солнцем. Христос – есть Солнце Мысленное, просвещающее людей. И Богородица, несмотря на Свою скромность и смирение, сияла отражённым Божественным Светом. Что означает сравнение с солнцем? На солнце даже и взглянуть нельзя: сегодня во время службы сияло такое яркое солнце, что, стоя перед Престолом, я порой стоял с закрытыми глазами, и не было возможности их открыть. Вот так и перед великой святостью мы даже глаза открыть не можем. Поэтому как человек может рассуждать о Той, Которая как солнце?

В Святом Писании очень мало написано про Пресвятую Богородицу, но, когда пытаешься вдуматься в описанные события, – целый мир перед тобою открывается. Вы читали, может быть, в Евангелии про то, как Господь пошёл в Канну Галилейскую на свадьбу, и с Ним была Его Матерь. Видимо, не очень богатым был жених, и на свадьбе закончилось вино. Представляете, какой позор: пришли гости, пир в самом разгаре, и – нечем поить гостей, кончилось вино, и ничего нельзя сделать. А вино – это символ радости, ибо сказано в Святом Писании, что вино веселит сердце человека. И тут Матерь Божия говорит Своему Сыну: «Вина нет у них». И отвечает Он Ей: «Что Мне и Тебе, Жено, ещё не пришёл час Мой». То есть Господь ещё не явил Себя миру как Спасителя и Мессию. В Кане Галилейской произошло первое явное чудо: Господь из воды сотворил вино. Но вначале Он сказал: «ещё не пришёл час Мой», – то есть отказал. А дальше – удивительное событие: Матерь Божия как будто не слышит Своего Сына, и говорит слугам: «что скажет Он вам, то сделайте». И Господь приказывает наполнить водоносы водой, и вода становится вином, – необыкновенным! Принесли этого вина распорядителю пира – архитриклину, и он, попробовав вино, сказал жениху: «всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе». Это и в материальном плане огромное чудо: вино, символ радости, из воды произошло; и в духовном, потому что Кто и кому эту радость даровал? Господь даровал радость людям, друзьям Своим, – тем, к кому Он пришёл, и возвеселил их сердце. Но какое участие в этом приняла Богородица? Самое непосредственное – Она Первая познала Его как Сына Божия, и сказала людям: «что скажет Он вам, то сделайте». И Господь исполнил Её просьбу. Вот какое событие духовное и рассуждение в этом, казалось бы, очень простом событии, изложенном в нескольких строчках. А событие космического масштаба – Матерь Божия за весь род людской ходатайствует, просит Сына Своего: «Помоги им, радости нет у них!». А людям говорит: «Что Сын Мой скажет, исполните!», – это призыв всем нам. Исполните то, что скажет Сын Божий – и будет радость у вас, и возвеселится сердце ваше.

Мы сегодня празднуем, братия и сестры, рождение Той, Которая вымаливает у Всемилостивого Бога прощение и радость всем нам. Пресвятая Богородица, спаси нас!