[О двух самых главных заповедях] - 16.09.12 Печать
20.09.12 17:21

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня церковь читала нам Евангельский отрывок, в котором сказано, что некий законник приступил ко Иисусу и задал Ему вопрос не с целью узнать истину, а искушая Его, – ища в чём-то подловить. И вот он спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Многие говорят: «У вас в Церкви всё сложно. Так много правил, я боюсь в Церковь ходить – в чём-то ошибусь и попаду под осуждение». А правила просты – они написаны у тебя в сердце. И в Святом Писании сказано, что Господь, прежде всего, будет смотреть на сердце человеческое. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Но эти правила и самые трудные, вот почему мы больше пытаемся внешнее исполнить. Мы гоняемся за разными установлениями: как правильно поклониться; как правильно в храм зайти; что нужно сказать. И порой мы всё говорим идеально, а сердце наше далеко от Бога, и своего ближнего мы не то, что не возлюбили, – а возненавидели, и так бывает очень часто. Чтобы исполнить две эти самые главные заповеди, нужно возлюбить так, как Господь говорит: «всем сердцем и помышлением». Это требует напряжения всех человеческих сил, в это нужно вложить весь ум, всё сердце и всё желание. А мы этого делать не хотим. Вот почему мы гоняемся за всем внешним, а самое главное забываем. Исполнить эти заповеди, прежде всего, мешают наши страсти. Как ты можешь Бога всем сердцем и помышлением возлюбить, если ты приходишь в храм Божий, и приносишь сюда кусочек повседневной суеты. Вместо того, чтобы хоть некоторое время помолчать, подумать о самом главном, мы, приходя в храм, разговариваем о житейских, на самом деле ничего не значащих вещах: кто во что оделся, правильно кто-то кланяется или неправильно, кто чем согрешает, и так далее. Наша страсть ум суетный. И язык наш не к славословию Божию тянется, – а к осуждению. Помните, Господь сказал: «От полноты сердца говорят уста». Посмотри на себя, и посмотри вокруг – о чём ты говоришь, и о чём люди говорят. Большинство наших слов это слова осуждения, раздражения, гнева, и просто суетные слова. Всё то, что внутри тебя, выходит наружу, и ты можешь увидеть это воочию. Ты думаешь, что ты верующий, ты в храм ходишь и в Рай попадёшь, – а что внутри твоего сердца? – осуждение, ненависть, зависть, гнев и суета. Разве с этой тьмой можно войти в Царство Света? Нет, невозможно. Не переродился ещё твой ум, и сердце не очистилось. Разве ты любишь ближнего своего как самого себя? Этого, братья и сестры, вообще нет.

Ещё одна наша страсть – гордыня, мешает нам полюбить ближнего как самого себя. Мы любим только себя, видим только себя, слышим только себя. Поэтому если нам кто-то сделает замечание, мы тут же раздражаемся, и в ответ нападаем на этого человека. В Святом Писании сказано: «Не обличай нечестивого, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя». У нас из храма многие люди ушли после того, как им священник сказал, что сделали что-то не вовремя, или что нужно было по-другому подойти к исповеди – покаяться глубже. И люди ушли из храма навсегда, из-за одного замечания. Так исполняется заповедь Божия, недаром сказано: «Слово Божие пребывает во век». Слово Божие это универсальный закон, который всегда исполнялся и будет исполняться. Обличил священник человека, – а у человека зло в сердце, и он готов наброситься на священника и на Церковь, и говорит: «Никогда больше я порог церкви не переступлю». О чём это говорит? В храме что-то не так? В сердце человека что-то не так.

Наши страсти действительно мешают нам исполнить две самые главные заповеди. В Святом Писании сказано: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». А моя гордыня и мой помрачённый помысел не может этого исполнить. Как я могу радоваться, когда кто-то приобрёл что-то лучшее, чем у меня: дом построил лучше, чем у меня; машина у кого-то лучше, чем у меня; одевается лучше, чем я; голос лучше, чем у меня; красота телесная и здоровье лучше, чем у меня. Как я могу с человеком искренне порадоваться, ведь я хотел всё это себе самому. Сказано: люби ближнего своего как самого себя, и то, что ты хочешь себе, желай этого другим, и благодари, что у других это есть. Но моя гордыня не терпит того, чтобы у кого-то было лучше, чем у меня. «Всё должно принадлежать мне» говорит мой гордый помысел. «Этот мир только для тебя; всё самое лучшее, все сливки должен съесть ты; всю красоту должен «заграбастать» ты; всё богатство должно принадлежать тебе; восхвалять должны только тебя»вот что говорит гордый помысел человека. Зависть – печаль о благе ближнего. По заповеди Божией я должен радоваться: «Как хорошо моему собрату во Христе, – ему Господь дал Свой дар. Слава Тебе Господи, как много Ты даёшь». Но моя скверная гордыня, моё гадкое, поганое сердце печалится о том, что у кого-то что-то есть: я ведь хотел, чтобы это принадлежало мне. Страсть моя не даёт мне исполнить две эти самые главные заповеди. Страсть человеческая не даёт человеку приблизиться к Богу. «Рад бы в Рай – да грехи не пускают».

Как же нам к Богу приблизиться? Как нам попытаться две эти самые главные заповеди исполнить? Изо всех сил надо стараться очищать сердце своё от страстей. А как мы можем очиститься от страстей? Может быть, ходя по рынку? Может быть, кино смотреть день и ночь? Или в пьянках-гулянках мы сможем очиститься от страстей? Нет. Мы можем очиститься от страстей, только употребляя огромный труд. Недаром сказано, что страсти врачуются противоположными этим страстям добродетелями. Если у меня сердце стремится к пьянству, к невоздержанию, я должен знать, что смогу исцелиться с помощью Божией от этой страсти, если употреблю воздержание и смирение. Если гордость у меня огромная, если я желаю, чтобы меня все хвалили, – эта поганая, скверная страсть может отступить, если возлюблю поношение человеческое, уничижение и смирение. Многие святые плакали, когда их хвалили. А некоторые из них брали на себя подвиг юродства, – притворялись сумасшедшими, чтобы люди смеялись над ними и отвращались от них. А мы ищем не Божией славы, а похвалы человеческой, – и ещё сильнее погрязаем в грехе гордыни. Если твоё сердце желает похвалы, – тянись к уничижению. Если ты жадный, если ты хочешь, чтобы всё только тебе принадлежало, – знай, что исцелиться ты сможешь, только раздавая своё имущество и помогая людям вокруг тебя.

Братья и сестры, так сложно исполнить две эти самые главные заповеди: возлюбить Бога и возлюбить человека. Это тяжело, – но это единственный путь. Если ты будешь исполнять заповедь, например, не вкушать ничего до одиннадцати часов утра, пока Литургия идёт, а человека будешь «съедать», набрасываться на него по малейшему поводу, – ничем тебе не поможет эта малая заповедь, которую ты так стараешься исполнить. Или возьмёшь на себя подвиг сорок акафистов читать, и внешне твои уста будут славословить Бога, а ум будет летать неизвестно где, и чуть тронь тебя, ты разорвёшь на куски ничем не помогут тебе сорок акафистов. Ты не исполнил самого главного. Помните, Господь говорит: «Вы комара отцеживаете, а верблюда проглатываете» – в духовной жизни это происходит постоянно. Мы пытаемся исполнить какие-то мелочи, а самое главное – любовь к Богу и человеку не исполняем. Так вот знай: мелочи ничем тебе не помогут. Только если ты постараешься исполнить самое главное, – это сможет ввести тебя в жизнь вечную. Любовь Божия вводит человека в жизнь вечную. Любовь очищает тебя от грехов великих, от скверны и похоти твоей. Только к любви Божией надо припасть, и эту любовь надо постараться исполнить. И этого надо действительно восхотеть, возжелать всем сердцем и помышлением.

Аминь.