[О внимании к человеку] - 02.09.12 Печать
17.09.12 17:31

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В Святом Писании про человека сказано: «вы бози есте» – то есть вы боги. У человека два пути: он может стать сыном Божиим, – образом и подобием Божиим, – а может стать чадом тьмы. Недаром про злого, непотребного человека, про убийцу, злодея, который мучает других людей, говорят: «Он исчадие ада» – то есть он чадо ада.

Человек необыкновенно велик: «вы бози». Помните, как Господь сказал: «Чудеса, которые Я творю, и вы будете делать их». Это Он сказал людям, которые пошли за Светом – за Богом. Людям, которые полюбили Бога всем сердцем и помышлением и захотели исполнять Заповеди Божии. Господь так и сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдёт». Вы когда-нибудь задумывались о таких необыкновенных словах: «Что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Помните притчу о Страшном Суде, в которой Господь нам говорит о тайне будущего века, – за что Господь может осудить нас. Господь отвечает очень просто. Тем, кто прощал, любил, в темнице и в больнице посещал, помогал людям, Он скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Когда же мы, Господи, Тебе помогли?». «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», отвечает Господь. А другим Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они спросят: «Господи! Когда же мы не помогли Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Мы с вами, братья и сестры, почти не замечаем своего ближнего. Нам легко причинить страдание ближнему, мы очень легко ссоримся с родителями, с детьми, друг с другом. Очень легко идём на обман друг друга. Очень легко наши уста изрыгают проклятия и зложелательства. Очень часто мы завидуем, и делаем другие непотребные вещи своему ближнему. Но давайте вспомним слова Божии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Ненавидишь ближнего своего – ты против Бога идёшь. Ты завидуешь ближнему – значит, ты против Бога идёшь.

Возьмём тему детей и родителей. В Святом Писании сказано: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да благо тебе будет, и будешь долголетен на земле». Мы часто говорим: «Мама и папа, вы уже старые, вы ничего не понимаете. Мы сейчас живём в другом веке». Время – быстролётная птица, сто лет пролетает как один миг. Совсем недавно мама и папа были молодыми и наступали на те же самые грабли, – они прошли через всё наше. «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок», – нам хочется своих детей уберечь, а они отмахиваются: «Ты ничего не знаешь, ты ничего не понимаешь, – я лучше тебя знаю». И делают страшные, непоправимые ошибки. И вот исполняется эта заповедь Божия: не слушаешь отца своего и мать свою, не почитаешь их – и падаешь в те ямы, в которые ты никогда бы не попал, если послушался тех, кто любит тебя больше всего на свете. Многие головы свои сложили оттого, что вовремя не послушали родителей. Родители говорят: «Не ходи с этими ребятами, посмотри, что они делают. Им 14 лет, а они уже пьют, курят, ругаются матом, воруют. Не ходи с ними, остановись!». «Да вы что, родители, это мои друзья!» – слышат они в ответ. А потом из этой компании – кто скурился, кто скололся, кто спился. Была компания молодых ребят – только они не теми путями ходили, – и в живых уже, глядишь, не осталось никого. Мудрость Божия говорит: «Мужие кровей (то есть разбойники) не преполовят дней сво­их», – то есть даже до середины жизни своей не доживут. Вот что происходит с теми, кто ходит ложными путями, и кто не почитает Божию заповедь.

Сказано также, что благословение родителей и их молитвы созидают дома детей. Вот почему в старину старались взять благословение у родителей, чтобы замуж выйти или жениться, просили благословения, когда шли на войну. Схиигумен Поликарп рассказывал, что, когда его отец ушёл на фронт, они с мамой день и ночь молились: «Господи, спаси, спаси его». И потом живой и невредимый отец пришёл домой. Он говорил, что это было что-то страшное: «Пули скашивали всю траву передо мной, а я остался жив». Вот, что значит молитвы родных и близких.

«Бозе есте» – говорит Господь. Почему мы подходим к иконе святого и говорим: «Святой Тихон Задонский, помолись обо мне, помоги мне» – и, глядишь, помощь пришла. Николаю Чудотворцу, который 1,5 тысячи лет назад умер, молимся: «Святой Николай, спаси, помоги» – и помощь приходит. Потому, что человек, который пошёл за Богом, сам становится богом, только с маленькой буквы. Становится сыном Божиим, сыном Света. Вот какую силу Бог дал человеку. А мы человека направо и налево прогоняем и отталкиваем – мы так не внимательны к человеку, а это так опасно. В Святом Писании сказано: «Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания». В жизни человека разрушается всё, если его прокляли мать или отец. Вы знаете, нельзя даже сказать: «Да ну тебя!». Пришёл к тебе ребёнок, пристаёт – нельзя сказать: «Да ну тебя!». Это означает отрицание: «да не будет тебя», – это почти проклятие. А из наших уст столько слов страшных вырывается, а потом удивляемся: «Почему сынок спился, почему в тюрьму попал?». А ты сам говорил: «да не будет тебя» – слово страшное.

Мы не понимаем, как велик каждый человек. Святой Николай Сербский говорил, что раньше человек имел архангельское достоинство, но после грехопадения рассыпался на кусочки. Тем не менее, человек остаётся образом и подобием Божиим. Как зеркало, разбитое на куски: в каждом кусочке этого зеркала можно увидеть себя и Божий свет, – так и в любом отдельном человеке можно увидеть Божий свет. В любом человеке, – даже спившемся, падшем – в нём остаётся Божий свет, а мы так невнимательны, и это так опасно. Как важно друг за друга молиться – очень важно! Когда мы молимся друг за друга, мы протягиваем друг другу ниточки. И бывает, что соломинка спасает утопающего человека. Когда к нам обращаются: «Помолись за меня», или когда мы обращаемся с такой же просьбой, мы просим, чтобы нам кинули пусть тоненькую – но ниточку, за которую мы можем схватиться. Молитва останавливает даже бури, молитва останавливает праведный гнев Божий, который за наши грехи на нас движется. Вот какая сила человеческой молитвы. Эту силу нам даёт Господь, потому, что каждый человек образ и подобие Божие.

Очень опасно обижать человека. Человек в обиде может помолиться и такого попросить для своего обидчика, что ему будет нанесён тяжкий вред, и ничего уже нельзя будет сделать. И как важно самому благословлять и просить благословения у ближних. Стараться их не обижать, стараться быть в мире со всеми. Почему Господь сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Почему нам такая заповедь дана? Да потому, что «бозе есте», люди – образ и подобие Божие. Только через свои грехи они могут стать подобием дьявола, и многие становятся.

Братья и сестры, будьте внимательны к своему ближнему. Мы приходим причаститься – и не имеем на это права, если в ссоре с кем-то. Сам Господь нам это запретил. Вот как важно быть чистым перед простым человеком. Пока ты не очистился перед человеком – ты не очистился перед Богом. Когда мы читаем: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» – мы договор с Богом заключаем. «Господи, оставь мне грехи мои, прости их мне, – и я оставлю ближнему моему». Вот какой договор мы заключаем с Богом, только мы этого тоже не понимаем. Мы приходим в Церковь, имея друг на друга обиды, зависть, злобы, – и хотим с Богом соединиться. Да не соединишься, не примиришься ты с Богом, пока ты с человеком, – с образом Его и подобием не примиришься и не соединишься. Пока мир не настанет в его душе и твоей.

Мы сейчас будем молиться о наших детях. Дети – это наше будущее, наше продолжение. Мы будем служить молебен, чтобы Господь помог им в образовании. Многие понимают так, что дать образование – это научить ребёнка наукам. Нет, не это главное. Самое главное – научить ребёнка стремиться к Богу, быть хорошим человеком и жить в мире с другими и со своей совестью. Вот что такое образование, вот чего надо у Бога просить. Если человек не знает, что дважды два четыре – это конечно плохо, но не страшно. А бывают такие «умники», которые всё знают, и при этом становятся похожими на демонов. «Лучше ничего не знать, но знать Бога, чем знать всё, но Бога не знать».

Будем молиться за наших детей и за самих себя, потому, что мы тоже в школе под названием «жизнь» учимся, и будем просить, чтобы Господь благословил стать нам и нашим деткам сынами света.

Аминь.