[В день памяти святителя Тихона Задонского] - 26.08.12 Печать
02.09.12 15:32

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с праздником. Для нашего храма и для местности, где мы живём, это сугубый праздник, ибо сегодня Церковь вспоминает святого Тихона Задонского, который просветил нашу землю своими богодохновенными писаниями, своей духовной жизнью, своими молитвами. Это великий чудотворец и великий человек, святителя Тихона почитают не только в нашей стране, но и во всём христианском мире. Святителя Тихона называют российским Златоустом, а ведь жил он совсем недалеко от нас – и по времени, и по расстоянию. Тихон Задонский любил приезжать в село Липовку, – его очень почитал и привечал хозяин этого села помещик Бехтеев – а это совсем близко к нам. Вполне возможно, что и у нас он бывал, потому что в нашем селе до революции было шесть тысяч население – и сейчас это второй населённый пункт в Задонском районе по количеству людей.

Святой Тихон очень почитал Задонск и Елец – он называл эти места «Новым Сионом» и «Новым Иерусалимом», – за множество храмов, монастырей, часовен. Земля, на которой мы живем, просвещена и наполнена молитвами святых людей. Даже сейчас никто не удивляется, когда встретит на своём пути монаха, священника в облачении или Крестный ход, – это само собой разумеющееся. Люди в Задонске привыкли к колокольному звону и золотым куполам – для нас это кажется обыденным; но люди, которые приезжают из других городов России говорят: «Как у вас здесь хорошо! Какая благодать. Как сердце радуется, когда звонят колокола. Какие у вас люди особенные». Нам так, конечно, не кажется, мы видим в этих святых местах много зла, дикости и несправедливости. Но люди со стороны удивляются нашим святым местам, наполненным молитвою великих святых.

Братья и сестры, то, что мы живём в таких местах, где помнят Бога, куда люди стекаются со всей страны, чтобы помолиться перед мощами святого Тихона – это для нас особый Божий дар. Хотим мы этого или не хотим, но мы хоть чуть-чуть просвещаемся благодаря тому, что живём в святом месте.

Некоторые заметили, что святому Тихону Задонскому дана благодать от Бога - исцелять духовные болезни. А мы, братья и сестры, духовно очень больны. Только мы этого не замечаем, потому что живём в суете, не касаемся духовных тем, думаем, что мы совершенно обычные люди, что ничего плохого в нас нет. Одна из фраз, которую священники слышат на исповеди наиболее часто, это такие слова: «Я ни в чём особенно не виновен. Я ничего особенного не делал». Вместо покаяния, вместо искреннего раскаяния, вместо осознания своих грехов – самооправдание и духовная слепота. Человек не видит себя, он заблуждается на счёт себя очень сильно.

А Тихон Задонский исцеляет духовные болезни. Я нигде не видел столько бесноватых, как в Задонском монастыре. Когда совершенно обычные на вид люди, подходя к мощам, начинают выкрикивать страшным голосом проклятия, скверну, говорить, что их жжёт огонь. Это жжёт Божья благодать, а бес не выдерживает этой благодати и начинает проявлять себя. Потому, что там святость молитв святителя Тихона, святость его жизни, его нетленное тело. Господь дал Своим угодникам такое знамение – печать нетления: их тела не подвергаются тлению, по сравнению с телами других умерших людей. И вот, когда люди подходят к телу святого Тихона Задонского, бес, который внутри бесноватого, чувствует святость и стремится убежать от неё. Ведь это тело участвовало в богослужениях, в молитве, – стало храмом Духа Святаго, к чему все мы, на самом деле, призваны. Возле него, и по его молитвам проявляются бесы, которые мучают человека. И, если раньше человек ничего не подозревал, не замечал того, что бес очень сильно влияет на его жизнь, управляет ей или даже вселился в него, то здесь человек осознаёт, что он духовно болен. Осознание себя духовно больным – это начало исцеления, потому, что человек начинает лечиться тогда, когда понял, что болен.

Очень живой пример – с алкоголизмом. Почти всегда алкоголики говорят: «Я не алкоголик. Меня лечить не надо. Я не болен, я в любой момент брошу». А люди со стороны видят, что он не может бросить, у него страшная зависимость, он уже без рюмки жить не может, он на рюмку променял свою жизнь, променял свою жену и детей. Он связан по рукам и ногам – но он духовно слепой человек. Бес помрачил его разум, и он говорит: «Нет, я не болен». Вот это действительно страшное состояние. То же самое и в духовной жизни: мы становимся на молитву, произносим святые слова – а в уме богохульство или зложелательство. Вместо того, чтобы близких своих благословлять, и говорить: «Да исцелит тебя Господь», мы проклинаем. Господь сказал: «От полноты сердца говорят уста». И что же говорят наши уста? У нас сплошь сквернословие, проклятие, чуть нас тронь, мы кричим, – вот чем наше сердце наполнено. Сейчас всё больше случаев, когда детей похищают, издеваются над ними – чем наполнено сердце и ум народа? Бесом блуда и бесом убийства. И при этом мы говорим: «Я ничего не делал, мне не в чем каяться». А святые говорили: «Я есть хуже всех на земле, у меня миллионы грехов. Я не могу головы поднять от земли – такой я грешный». Начинаешь спрашивать тех, кому «не в чем каяться»: «Аборты у тебя были?». «Да, были» – слышишь в ответ. Ты хоть осознаёшь, что ты натворил? Твоя душа отделится от тела, и твой не рождённый ребёнок тебя встретит. Об этом говорят все святые отцы. Духовный наставник Владыки схиархимандрит Виталий говорил: «В абортарии даже нянечка не спасётся». Нянечка, – которая выбрасывает трупики деток, хотя она сама не убивала. Встретит тебя потом душа твоего ребёночка и скажет: «Мама, что ты наделала? Почему ты меня убила? За что? Я твоя частичка, кровиночка твоя. За что ты меня погубила?». И ты подходишь на исповедь, говоря: «Мне не в чем каяться», – это духовная слепота, это почти беснование. Когда человек ходит во тьме – он ничего не видит и делает ошибки, он меняет самое главное на второстепенное. Мы гоняемся за второстепенными вещами, а потом приходит смерть, и человек осознаёт, что у него нет добрых дел, его душа нага, и ему нечем оправдаться перед Богом. Получается, что всю жизнь он потратил зря. Прогонялся за стеклянными бусами, - вместо того, чтобы приобрести бриллианты добрых дел. И как нам избавиться от этой духовной слепоты? Крепко молить святого Тихона, этого благодатного старца, великого мужа, которому Господь просветил сердце и ум, чтобы он своими святыми молитвами избавил нас от этой слепоты, избавил нас от непонимания, что мы больны, что нам нужна помощь. Нам всем нужна помощь Божия, – без неё мы ничто, без неё мы превратимся в зверей.

Будим молиться святому Тихону Задонскому, чтобы его святыми молитвами Господь наставил нас на правый путь. Будем благодарить Бога, что такой великий старец жил среди нас, в том же мире, где и мы живём, ходил по этой земле, дышал этим воздухом. Будем благодарить Бога, за то, что он послал нам такого светильника; чтобы, глядя на его жизнь и молитву, и наши души просвещались и очищались.

Богу нашему слава, честь и держава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.