[О гордости и смирении] - 22.07.12 Печать
01.08.12 22:40

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, поздравляю вас со святым праздничным воскресным днём.

Не так давно я посмотрел короткометражный фильм, в котором шла речь о том, что планета Земля по сравнению с Солнцем маленькая, как горошинка. А Солнце по сравнению с нашей галактикой просто пылинка. Только в нашей галактике, в этом скоплении звёзд, – их несколько сотен миллиардов. Безбожники, которые выпустили этот фильм, клевещут на Господа: «Вот, смотрите какие пространства, какие огромные скопления звёзд. Нашу Землю очень трудно разглядеть в микроскоп с точки зрения всего космоса. И вы верите в то, что Бог приходит к вам, что Он дал вам заповеди, которые нужно соблюдать?». Они не знают, что несколько тысяч лет назад сказано, что Господь всё сотворил «со премудростию», из ничего сотворил Небо и землю –  невидимый (духовный) и видимый (материальный) мир. Он сотворил всё с величайшей премудростью, и никто не может уразуметь величие Божие.  Главным делом ангелов является непрестанное восхваление Бога. Пророк Исаия описывает видение Господа, вокруг Которого стояли серафимы и восклицали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!». И великие духовные люди, которые путём многолетних постов и молитв сподобились чистым сердцем увидеть Бога, говорят, что самая высшая ступень молитвы это созерцание, когда у тебя уже нет слов. Перед тобой распахивается Божий мир, Его любовь, Его премудрость – ты не можешь ничего сказать, и «растворяешься» в  этом. Таково величие Божие, – просто невозможно описать.

Мы же, братья и сестры, очень часто из-за своей гордыни не можем воздать Богу должную славу, не можем увидеть Божие величие из-за того, что гордость видит и любит только самого себя. Гордый человек это всё равно,  что стружка из рубанка – она скрутилась вокруг себя, и видит только себя. Вот и мы скрученные вокруг себя создания. Чуть нам удалось внимательнее помолиться, только прочитали о чём-то интересном и значимом – и мы так начинаем гордиться! Мы забываем, что мы блудники, – ибо душа каждого человека перед Богом Святым много раз блудила, постоянно  отпадая от Божией правды. Мы забываем, что мы убийцы – к сожалению, почти все, – и мужчины, и женщины. Мы осуждаем тех людей, которые сидят за колючей проволокой, а сами повинны – непосредственно или косвенно в убийстве детей. Вся Россия залита невинной младенческой кровью. Древние христиане неофитом, только пришедшим в Церковь – считали человека, который пятнадцать лет в Церкви. Он ещё младенец в вере, он ещё ничего не понимает, его надо поддерживать,  чтобы он не уклонился на путь погибельный. А мы – только вчера обратились, только сегодня помолились искренно, не так, как мы часто перечитываем молитвослов, – а сердцем. Сердце воспылало, на душе «похорошело», – и у нас лукавый начинает всё это воровать. «Ты святой, ты молитвенник, тебе Божии тайны открываются, ты необыкновенный человек, ты не похож на других» – вот как лукавый поёт, и мы уловляемся на это. Очень часто люди, которые ходят в храм, исполнены великой гордыни, и становятся хуже, чем явные блудники и разбойники. Разбойник сотворил зло и беззаконие – но мы не знаем о его покаянии, может быть, он плачет день и ночь. А мы думаем, что мы святые. Мы знаем, что перед Причастием надо покаяться: приходим, «выдавливаем» из себя слёзы, потому что слёз нет, – сердце окаменело от грехов, и думаем, что достигли состояния, когда я по-настоящему каюсь. В Святом Писании есть примеры покаяния: ниневитяне, когда осознали свой грех и покаялись перед Богом, – постились, оделись во вретища, посыпали свои головы пеплом, выражая сокрушение о содеянных грехах. Апостол Пётр отрёкся от Христа – и каждый раз, когда он слышал пение петуха, у него градом лились слёзы от воспоминания того, что он предал. Вот покаяние. А святой Тихон Задонский нас учит, что покаяние должно быть таким: ты приходишь на исповедь, и у тебя в душе желание – лучше умереть, но больше этим грехом не согрешать. А мы подходим с холодным сердцем, предоставляем Богу «бухгалтерский отчёт», – а Господь и так знает, что ты сотворил перед Ним. И возникает суета: «Ой, я это забыл, то не сказал», – подходим по десять раз на исповедь. Ты думаешь, что в устах твоих покаяние? Оно в сердце должно быть, у тебя должна быть решимость никогда так больше не делать. И святые отцы говорят: «Знай, что когда ты прекратил грешить – ты на правильном пути, а когда возненавидел этот грех – только тогда он тебе прощён». А мы порой с таким выражением лица подходим на исповедь и Причастие, что просто диву даёшься. Как начинаем направо и налево учить! Чему ты можешь учить? Есть такое рассуждение духовных отцов: «Ты познал Бога в меру своего сердца и своего ума, и в своём познании ограничил Безграничного». Бога, Которого невозможно поставить ни в какие рамки, ты в своём уме «поставил в рамки». Ты знаешь, что Бог «вот Такой», – но это тебе так Господь открылся, ты его с каких-то граней познал, а о многих других гранях даже представления не имеешь. А других уже учишь: «Вот так надо делать, Бог вот Такой». А Господь говорит: «Я поступаю не так, как вы поступаете, и мыслю не так, как вы мыслете».

Для нашего спасения Господу Иисусу Христу понадобилось вочеловечиться –стать как мы, кроме греха, и на нашем языке сказать нам только то, что нам нужно: «Не воруй, не прелюбодействуй…» – исполняй заповеди, и обретёшь жизнь вечную. У нас же кругом «рецепты»: ой-ой-ой, ребёнка «сглазили», – надо над ним что-то почитать; перед этой иконой надо поклониться столько-то раз, а перед этой столько-то, и ты получишь желаемое. Да кто тебе сказал, что твой ребёнок заболел от того, что его «сглазили»? Скорее всего, он заболел от родительских грехов, от того, что родители грешат перед Богом. И если ты блудил, пьянствовал, воровал, обманывал, ходил к колдунам и гадалкам, и, не дай Бог, ребёнок получил повреждение – это от того, что «сглазили» его? Это от твоего зла и беззакония.

Господь хочет, чтобы мы всех любили – но ненавидели при этом свои грехи. А дьявол хочет, чтобы мы всех ненавидели – а любили только себя. Когда тебе говорят: «ты болеешь от того, что тебя сглазили, тебе кто-то что-то подсыпал», – ты начинаешь всех подозревать, всех ненавидеть, всех бояться. И только поэтому ты можешь познать, что это дело дьявольское – так хочет дьявол, чтобы ты всех боялся, всех ненавидел, и любил только себя. А Господь говорит: «Ничего не бойся. Если Я с тобою – тебе ничего не страшно». Бог Всемогущ, Он – величайшая сила, которая только есть на свете. Будь рядом с Богом, и тебе никто ничем не повредит.

Имей в сердце своём смирение. Смирение – это глубоко внутреннее чувство. Святые отцы говорят, что смирение появляется, когда ты считаешь себя хуже всех. Когда ты знаешь про себя, что не имеешь права никого осуждать, ни от кого ничего требовать. Ибо как я могу осуждать кого-то, когда я во много раз хуже. Когда придёт в сердце смирение – ты увидишь и почувствуешь потребность в Боге. Ты поймёшь, что без Бога ты ничто, без Бога ты уже мертвец, – и чтобы оживить твою душу, нужен Спаситель. И ты будешь всем сердцем стремиться ко Спасителю, желать спасения. Ты будешь молиться искренне – не с гордым сердцем: «Я сорок акафистов прочитал». Да ничего ты не прочитал! Ты ещё даже не начинал молиться, как и каяться ещё не начинал. Когда ты почувствуешь нужду в Спасителе – ты будешь молиться совсем по-другому. Помните, в Святом Писании Господь нам рассказывает про фарисея, который зашёл в церковь: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой как все грешники – я и пощусь, и молюсь, и десятину отдаю». А мытарь даже голову не мог поднять: «Боже, милостив  буди  мне грешному». И Господь говорит, что мытарь ушёл оправданным из церкви, а фарисей, верующий человек, – не оправданным.

Мне хочется братья и сестры, чтобы в нашем сердце было искреннее смирение, искреннее Божие почитание, искреннее раскаяние – потому, что без этого мы не сможем спастись.

Богу нашему слава, честь и держава, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.