[О покаянии] - 01.07.12 Печать
05.07.12 22:16

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня хочется сказать несколько слов о покаянии.

Когда мы только приходим к вере, то зачастую, начитавшись книг о тех подвигах, которые несли святые отцы, мы тоже возгораемся желанием подвиги совершать и такие же чудеса творить. И мы очень часто берём на себя какой-либо подвиг, чтобы соединиться с Богом. Но подвиг только тогда нас соединяет с Богом, когда он идёт от покаянного сердца, от сокрушения сердечного. Подвиг молитвы, воздержания от какой-то еды, малого сна или каких-то больших трудов: если он идёт от гордости, от желания стать святым, чудеса творить или ещё делать что-то особенное – этот подвиг приведёт только в прелесть. Такой подвиг ещё больше человека надмевает, он начинает на других смотреть как на что-то мерзкое и нечистое. И тогда рождаются мысли: «Я кладу поклоны – а они не кладут, я читаю Псалтирь – а они не читают, я хожу в храм – а они не ходят». Знай, что если у тебя есть презрение к грешникам, – значит, ты на ложном пути, ты возгордился. Даже если ты делаешь тысячу поклонов в день, сотню молитв прочитываешь, всю Псалтирь за день прочитываешь, – но если ты презираешь ближнего своего, значит, в твоём сердце не произошло соединения с Богом – наоборот, ты отпал от Бога. Не подвиг, а истинное покаяние соединяет с Богом: осознание того, что я творю зло и беззаконие, но я в своём уме понял, что не хочу этого – это моя беда, моё разрушение, всё это мешает мне жить. Святой Тихон Задонский говорит: «Покаяние должно быть таким, чтобы ты желал бы лучше умереть, чем согрешить грехом, в котором ты каешься». Вот что такое настоящее покаяние.

Каждый чувствует после исповеди, что произошло некое облегчение. И очень часто мы гонимся за этим облегчением, за душевным комфортом. Мы подходим к исповеди, а сердце у нас холодное, у нас нет настоящего покаяния, а есть желание, чтобы полегчало на душе – и всё. Очень часто мы каемся,  исповедуя одни и те же грехи, – а изменения в  душе не происходит. Потому, что человек не покаялся так, как святой Тихон советовал – не возненавидел грех. Святые отцы говорят: «Тогда прощён тебе грех твой, когда ты возненавидел его».

Покаяние бывает разным. Бывает покаяние очень поверхностное: я понял, что я делаю не так, покаяние ещё не коснулось моего сердца, моей души, я просто умом осознал – это первая ступень. Я умом понял, что вот так правильно,  а вот так не правильно. Я подхожу, и говорю: «Господи, я делал неправильно: то-то, то-то и то-то»;  но такого покаяния, которое изменяет весь человеческий состав, которое «проросло» сквозь меня не произошло, – это было только поверхностное, словесное раскаяние.

Очень многие из нас каются по-бухгалтерски: приходят с длинными списками, в которые включили каждую мелочь, даже то, что и грехами не является. Недаром Господь говорит: «Комаров отцеживаете, а верблюдов проглатываете». А самое главное: в чём немощь  души, – даже не осознали. И не боятся плохо покаяться, а боятся что-то пропустить. Знайте, что это покаяние было почти не настоящим. Поэтому ты никак не можешь бросить свой грех, что ещё до конца не раскаялся. Не возненавидев свой грех, человек продолжает грешить. Святые отцы говорят: «Грехи и страсти – это перевёрнутые добродетели». Это значит, что лукавый в человеке перевернул всё, что было Богом задумано и предусмотрено. Лукавый – лук, излучина – значит, кривой. Он искривил нас так, что то, что предназначено для нашего спасения служит нам в погибель. Например, про страсть  гнева сказано: «Да не зайдёт солнце во гневе твоём». Гнев это маленькое убийство. Гнев помрачает ум, и часто бывает, что во гневе убивают. Тем не менее, гнев – это и добродетель. Господь дал гнев  человеку, чтобы он всей душой ненавидел зло, чтобы  назло гневался, чтобы зло было  неприемлемо. Помните, как Господь взял бич и выгнал из храма торгующих. Бог ненавидит зло – и человек должен ненавидеть зло.

Господь заложил в нас стремление к радости. Если ты с Богом, тебя всё должно радовать. Со святых мучеников живьём кожу сдирали, варили в кипящем масле, они же, терпя нестерпимую боль, пели Богохвалебные псалмы:  у них была радость в сердце. А мы хотим украсть радость: без поста и молитвы, без соединения с Богом, – вот рюмку выпил, и на душе эйфория. Но, как любая ворованная, ложная радость – она губит всё вокруг себя.

Мы каемся: «Господи, прости, я смотрю на лицо противоположного пола и чувствую, что во мне страсть». Красота создана Богом, и стремление мужчины к женщине,  женщины к мужчине заложена Богом. Это действительно сильное чувство, которое присуще всем, только оно у нас извратилось. Один монах шёл около моря, и увидел купающуюся обнажённую женщину – она была необыкновенной красоты. Он упал на колени и сказал: «Господи, благодарю Тебя, что Ты создал такую красоту». У него не возникло в сердце ни похоти, ни  эгоистического желания, чтобы это принадлежало только ему. Он красоту Божию воспринял как надо – ведь человек бесконечно, необыкновенно красив. А мы, к сожалению, испорчены – увидим красоту, и наше сердце начинает вожделеть: «Моё, моё, это должно быть моё».

Грехи – это перевёрнутые добродетели. Если ты это поймёшь, тебе будет легче бороться с ними. Святой Паисий Святогорец был молитвенник, как-то приехал в город в Греции и жил в квартире. Он встал на молитву, а его сосед за стенкой включил рок-музыку – какая тут молитва? И вы думаете, что старец начал стучать в стену, говоря: «Прекратите немедленно это безобразие!»? Он перекрестился и сказал: «Слава Богу, что это не танки воют, Слава Богу, что это не бомба летит». Он учил во всём видеть благое и всё, что даёт Господь, использовать во благо.

У другого старца – схиархимандрита Виталия была соседка, которая, вставая утром «с похмелья», ходила злая по двору с сигаретой и ругалась. А он своим ученикам говорил: «Она встала, свечечку зажгла, и акафисты поёт». Он учил своих учеников во всём видеть доброе, не замечать зла, не прилепляться ко злу, не пускать его в свою душу, – а самим быть благими и во всём видеть благое.

Вот что делает истинное покаяние, истинная всепобеждающая любовь.  Этого я вам, братья и сестры, желаю, и к этому вас призываю. Ищите во всём благое, старайтесь убегать от зла, и делать добро.

Аминь.