[О духовности и о душевности] - 13.05.12 Печать
15.05.12 00:00

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, мне сегодня хочется поговорить о духовности и о душевности, поскольку эти понятия очень часто путаются людьми. Мы знаем, что человек состоит из тела, души невидимой, и пребывает в нём Дух. Про некоторых говорят: какой человек духовный, – он такие песни поёт, и такая душа у него тонкая, и так стихи читает, – такой он необыкновенный. Но это человек не духовный. Человек, который прекрасно поёт, читает стихи, или просто возвышена его душа – это человек душевный. Эстетика, музыка, поэзия, какие – то проявления чувств особенные – это всё душевное. А духовный человек – это нечто совершенно другое. Один святой отец пишет о том, что многие люди неискушённые принимали за духовных людей тех, кто просто был лицемером: улыбался, принимал благообразный вид, – и думали про него: какой он духовный человек. А это лицемер, которого вы не распознали. При этом люди поистине духовные были принимаемы окружающими как гневливые и даже жестокие. Почему? Да потому, что мы часто только на внешнее внимание обращаем, так как сами мало имеем духовных проявлений, духовных чувств и поступков.

Возьмём в пример святого пророка Илию, когда его окружили идолопоклонники – люди, которые кланялись идолам. А в Писании сказано, что языческие божества – это бесы, т.е. люди эти поклонялись бесам. И вот пророк Илия утверждал, что поклоняется истинному Богу, а эти жрецы идольские – они заблудшие, и бесам молятся. И было даже некое состязание: служители бесовские утверждали, что они сейчас помолятся, и огонь с неба сойдёт на их жертвенник. И был устроен этот жертвенник, и все эти жрецы молились по – своему, произносили заклинания, – и ничего не произошло. А пророк Илия тогда сказал, чтобы его жертвенник залили водой, и помолился, и сошёл огонь с Неба и попалил жертвенник. Произошло явное чудо. И после этого чуда он приказал умертвить всех жрецов. С точки зрения человеческой морали он совершил нечто такое, что многие люди даже соблазняются через это. А пророк Илия совершил духовный поступок. Он убил этих жрецов, как хирург вырезает рак у человека. Бывает, хирург отрезает ногу человеку, но спасает весь организм. Вот точно так же, чтобы народ богоизбранный Израильский не погиб в этом разврате, в заблуждении, в поклонении ложным богам – бесам, пророк вырезал эту «раковую опухоль». И это было духовным поступком.

Но мы, братья и сестры очень часто судим только по внешнему. О том, что мы должны жить по Духу, говорит святой апостол Павел: «Аще живем Духом, Духом и да ходим». Что это значит? Это значит, что мы должны поступать по Духу. А мы очень часто поступаем по букве. Вот у нас все обложились книжечками «Как вести себя в церкви». Например, когда заходишь в церковь, ты должен три поклона положить, подходишь на исповедь, – то-то сделать… У нас кругом сплошные правила. И порой мы эти правила пытаемся исполнить, а забываем про их суть, про их Дух. Мы забываем про то, что мы должны, прежде всего, поступать по любви Божией. Эту любовь мы должны чувствовать в своём сердце. Дух Божий должен говорить в нашем сердце, и мы Его обязаны слышать. Но из – за того, что у нас сердце затвердело, мы голос Божий очень часто не слышим, не уразумеваем, и поэтому мы стремимся лишь только исполнить правила. А правилами, братья и сестры, Богу угодить невозможно; через соблюдение одних только правил не спасёшься. Помните, как святой апостол Павел даёт определение любви? Любовь милосердствует, не завидует, не ищет своего, не радуется о неправде, радуется же она о истине. И вот он ещё пишет, что если я имею такую веру, что могу и горы переставлять, но при этом у меня нет в сердце любви, то вера моя – ничто. Мы с вами не имеем такой веры, о какой говорит апостол, мы только стремимся к ней. Мы ходим в храм, пытаемся соблюдать Божии заповеди, а о такой вере мы только мечтаем. Но даже если мы её приобретём, но при этом любви в нашем сердце не будет, то все необыкновенные свойства, которые должны быть у истинно верующего человека, – это ничто, как говорит святой апостол. Мы все думаем, какую жертву Богу принести? И кто – то принимает подвиг – спит мало; а кто – то ест мало; а кто – то молиться день и ночь; а кто – то другие подвиги принимает. А апостол Павел пишет, что если я даже своё тело отдам, чтобы его сожгли, но при этом нет в моём сердце любви, то всё напрасно. Вот это, братья и сестры, мы должны осознавать. У нас кругом правила, но мы должны знать, что правила – это некая ограда. Сердце наше озлобилось, и ум наш из – за страстей помрачён, и ничего не понимает порой, – поэтому куда только нас не несёт. Вот для этого правила церковь установила: чтобы нас не несло «вразнос», церковь нам ставит ограничения. Но если ты вот эти правила воспримешь как что – то само по себе единственно нужное, то они тебя не спасут. Любовь в твоём сердце должна разгореться, – истинная. Ты должен поступать духовно, ты должен Духом ходить. Все эти правила, на самом деле давно у нас есть в сердце и в голове. Помните, мы читали про подвиг Марии Египетской, которая несколько десятков лет в пустыне молилась, – и как она знала Слово Божие при этом? А она была неграмотная даже. Так Слово Божие в человеке живёт, Оно есть. Все эти правила, что ты должен, зайдя в храм, поклониться, есть в твоём сердце. Если ты стоишь перед святыней, то конечно твой ум и даже колена склоняются перед этой святыней. «Господи, я недостойный и грешный, я недостоин перед святыней предстоять». Для этого не надо книжки читать, что нужно столько – то поклонов положить. Это внутри твоего сердца есть. Если ты ходишь Духом, и живёшь Духом, – то это ты и так исполнишь.

Что такое дух в человеке? Это суть, то, что ты собой представляешь по – настоящему, всё самое главное в тебе. Но дух очень часто у нас повреждён нашими грехами и страстями.

В Святом Писании апостолом Павлом сказано, что вы, духовные люди, исправляйте грешников духом кротости. Мы порой стараемся исправить гневом, – то есть отругать. Если мы видим, что человек что – то сделал не так, мы на него накидываемся ругать быстрее, «ломать об колено». А нам заповедано духом кротости, личным примером, личной добротой, любовью исправлять. Порой ты не можешь своими руками ничего сделать, бываешь бессилен, когда видишь какую – то несправедливость. И ты начинаешь внутри себя молиться. Или ты совершаешь действительно духовный поступок, не с кулаками набросившись на кого – то, а когда подойдёшь и скажешь: «брат, по- братски тебя прошу, не делай этого». Если бы ты его обругал, он бы в ответ обругал тебя, и ничего бы не исправилось. А вот это может помочь – дух кротости. Он должен быть в нас, ибо Господь нас этому учит. Господь сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Это, братья и сестры, проявление Духа.

И дух, – внутреннее наше, – тоже нужно исправлять. И внутреннее должно быть у нас совершенным. А мы порой видим только внешнее. 33 поклона положили, 33 акафиста прочитали, – и всё, – а дух в нас нисколько не исправился, мы об этом даже не позаботились.

Человек тоже троица, только с маленькой буквы. Мы образ и подобие Божие, мы есть тело, душа и дух. И если уж ты взялся исправлять свою жизнь и бороться со страстями, так обращай внимание, и борись не только с внешним грехом, но и с внутренним врагом, – искореняй из своего сердца всяческое проявление гордыни, злобы, ненависти, зависти. Помыслом можно так согрешить, как не согрешишь даже руками и ногами. Вот на человека никогда ты кинжал не поднимешь, – а умом на куски изрежешь. И это будет тоже тяжкий грех, и за это придётся отвечать перед Богом.

Поэтому братья и сестры, нам нужно исправлять себя целиком. И тело наше должно исправляться, и душа ко благу стремиться, и дух благодатью Божией должен в нас исцеляться и стремиться к Богу.

Аминь.