[В неделю о блудном сыне] - 12.02.2017 Печать
21.02.17 12:38

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с воскресным днём. Эта неделя называется неделей о блудном сыне. Церковь продолжает нас готовить к Великому посту – великому подвигу; а пройти этот подвиг так, как надо, можно лишь, правильно понимая этот подвиг и имея здоровые мысли в голове. И вот, учит нас Господь – что главное в духовной жизни и как нам спастись – показывая образ спасения через евангельские события и через притчи, рассказанные Христом.

И вот, Христос говорит притчу. Человек некий имел двух сыновей, и младший как-то сказал отцу своему: «Дай мне мою часть имения» – и отец разделил им имение. После немногих дней младший сын собрал всё богатство, которое ему досталось, и ушёл в далёкую страну, и там расточил всё имение своё, живя блудно. И, после того, как он всё расточил и начал нуждаться, – а тут ещё голод сильный был в той стране, – он был вынужден прилепиться к одному из жителей, который послал его пасти свиней. Он хотел насытить своё чрево хотя бы тем, что ели свиньи, но даже этого ему не доставалось. Тогда, придя в себя, он подумал так: «У моего отца даже у наёмников в избытке хлеба, а я умираю тут от голода. Пойду к отцу своему и скажу ему: я уже недостоин называться сыном твоим, но прими меня в число работников твоих». И он пошёл, и, как повествует Евангелие, отец увидел его издалека. Здесь каждое слово имеет огромное значение. Издалека – значит, что отец непрерывно вглядывался вдаль, ждал, что сын вернётся, надеялся на это, искал взглядом, когда же на горизонте появится сын. И вот сын показался, отец увидел его и выбежал навстречу, забыв все обиды, которые сын нанёс ему. Отец обнял сына, приказал принести одежду самую лучшую и одеть сына, и дал перстень – знак власти – на руку его. И повелел заколоть тельца упитанного, и устроил пир. И когда они веселились, пришёл второй сын, старший, и, увидев ликование, спросил – что здесь происходит? Ему ответили, что вернулся брат твой, и отец устроил пир, потому что принял его здоровым. И старший сын обиделся, и не хотел даже войти в дом. Но отец опять вышел навстречу – сделал первый шаг и к старшему сыну. Сын предъявил отцу претензию: «Я всю жизнь сохраняю тебе верность, а ты мне даже козлёнка не дал, чтобы мне повеселиться с друзьями». Отец ответил ему: «Сын мой, всё моё – твоё, а о нём надо было радоваться и веселиться, ибо брат твой был мёртв, и ожил; пропадал и нашёлся».

Это притча о неизреченном милосердии Божием. Хозяин дома, отец двух сыновей это, конечно же, Бог – Хозяин мира, в котором все мы живём. А блудный сын – это все мы, потому что живём мы, на самом деле, блудно. И даже порой, хотим мы Божию заповедь соблюсти, но у нас не получается: не хватает произволения, не хватает веры, не хватает напряжения души – не можем мы Божию заповедь исполнить. Мы постоянно блудим от Бога: Господь нам говорит делать так, а мы поступаем иначе; Господь говорит: всех прощай и всех люби, а мы погрязаем в ненависти своей. Знаете, почему нет в нас духовного преспеяния, почему никак страсти от нас не отлетят, почему мы часто находимся в состоянии уныния, маловерия, и постоянно впадаем в тяжкие грехи? Потому что в нашей духовной жизни практически ничего не изменилось. Да, нам Господь подарил веру; да, мы начали ходить в храм, начали исповедоваться, причащаться, хоть чуть-чуть начали задумываться – куда мы идём. Но в нашей жизни мало что поменялось: у нас и в Церкви – кругом одни враги. Если раньше для нас был враг, допустим, начальник на работе, или сосед, который несправедливо поступает, то теперь, придя в храм, мы, казалось бы, должны стать другими, переродиться – а у нас и здесь враги. Не так поют, не так читают, не так молятся, не так деньги тратят – всё кругом сплошное «не так». Это является показателем, что, на самом деле, должных изменений в душе не произошло. Есть выражение – «камень в воде», который лежит и не растворяется. Вода это символ Духа Святаго. Вот мы стоим в храме и молимся, и Господь посреди нас стоит и смотрит на нас, и Духом Святым здесь всё пропитано и пронизано, и любовию Отца Небесного, к Которому мы обращаемся; но сердце наше окаменело, и никак в этой благодати не растворится, никак не умирится, никак не покроется любовью. А Господь в притчах Своих, в Своих делах и словах, в жизни Своей на земле всё время являл нам Любовь. Он нам показывает: этот сын согрешил пред отцом и уже не был достоин называться сыном, а отец проявил любовь, он его ждал, он его любил несмотря ни на что, и своей отцовской любовью покрыл все его грехопадения и вернул ему первую одежду. Братия и сестры, у нас тоже есть одежда первая, которую нам исткал Господь – одежда нашей души. Но после нашего грехопадения мы были вынуждены одеть другие одежды, греховные. Наше белое одеяние души сейчас всё покрыто пятнами смрадных грехов – того зла, которое мы сотворили. Но если мы покаемся, если, как блудный сын, опомнимся, и вернёмся к Отцу нашему, Который на Небесах – Он нас прощает, возвращает нам первое достояние, убеляет душу, очищает от того, что мы натворили. Господь устраивает пир – Пир веры, к которому мы приобщаемся, когда причащаемся Тела и Крови Христовых; Он нам Самого Себя отдал! Но никак мы не вразумимся, никак мы, братия и сестры, не поймём, что самое главное – это любовь. Вот сейчас недели накануне поста, и бес уже знает, что пост приближается: появилась какая-то нервозность, подозрительность, какие-то оскорбления. Я недавно был у Владыки и сказал, что мира нет на приходе, нет любви, а это очень страшно. Я, братия и сестры, сам являюсь блудным сыном – перед своим духовным отцом, тем более, перед Богом, но я всех призываю, кто в храме стоит, к миру и любви, ибо любовь покрывает тысячи грехов. Если ты покрыл грех брата своего, в эту же секунду Господь простил тебе множество твоих грехов. Давайте, наконец, научимся любить и прощать, и немощи друг друга носить, и тогда, хоть мы и блудные все сыновья и дочери, надеемся, что и нас Господь простит, и примет, и любовию Своею наградит. Спаси Господь и Матерь Божия. Аминь.