[О человеке] - 06.05.12 Печать
09.05.12 15:19

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Братья и сестры поздравляю вас со святым праздником! Хочется мне сегодня сказать несколько слов о человеке. В Святом писании есть такие слова: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?». И действительно, кто есть человек? Есть такая наука, она называется антропология – это наука о человеке. Множество лет потрачено на всяческие исследования человека. Написано много томов по психологии человека, по его физиологии: из чего он состоит, как нервная система действует. Но нет ответа на главный вопрос – кто есть человек? Откуда он взялся? Откуда он пришёл? Что из себя представляет? Есть такое мнение, что человек это обезьяна. Обезьяна, которая через эволюцию стала более совершенной, то есть утверждают, что человек – это зверь. Но это при ближайшем рассмотрении, если внимательнее посмотреть на человека – это мнение в пух и прах разбивается. Если человек зверь, – то откуда в человеке совесть? А мы знаем, что совесть – это голос Божий. Откуда у человека любовь, жертвенность? Откуда у человека стремление к духовной жизни, стремление к Богу? У зверей всего этого нет. Так, что человек – это точно не зверь. И только сам Господь нам даёт познание, кто есть человек. Человек – это творение Божие, это тоже творец, только с маленькой буквы. Мы есть образ и подобие Божие. И в Святом писании сказано, что Господь человека малым чем умалил от Ангелов, – то есть человек не на много меньше ангелов. А мы знаем, что человеку Господь дал такие свойства, которых нет даже у Ангелов. Ангел – это полностью духовное существо, это дух, и принадлежит духовному миру. А в человеке соединяются духовный мир, – вдохновением Божиим Господь дал нам душу бессмертную, – и материальный.

Уникальность человека в том, что Господь дал ему дар быть священником. Что это значит? Через человека преобразуется материальный мир. Господь дал заповедь Адаму и Еве возделывать Рай, – то есть через усилие человека материальный мир должен изменяться к лучшему.

Когда мы приходим каяться, то просим прощение пред Богом и людьми. Господь нам дал две главные заповеди, которые нужно соблюдать: «Возлюби Бога всем сердцем и помышлением, и ближнего как самого себя». А когда Спаситель нам рассказывает про Страшный Суд, то на нашем, понятном нам языке говорит, за что нас будет Господь осуждать, и за что прощать. Праведникам тогда Господь скажет: «Придите ко Мне благословенные, наследуйте Царство Отца Моего, – все, кто посетил Меня в темнице или больнице; кто напоил Меня водою и накормил Меня хлебом; кто ввёл Меня в дом, когда Я был странником. Потому что, если сделали добро ближнему своему, – сделали и Мне».

А грешникам Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, во огнь геенский, ибо Я голодал, и вы не накормили Меня, хотел пить, – и не напоили Меня; вы не ввели Меня в дом, не посетили Меня ни в больнице, ни в темнице. Ведь вы не сделали этого ближнему своему, – значит, не сделали Мне».

Иисус Христос – это Совершенный Бог, воплотившийся на земле, чтобы нас спасти. Но это и Совершенный Человек. Бог Всемогущий взял Себе человеческое естество, и возвысил его, и поставил рядом с Собой.

Скоро мы будем праздновать Вознесение Господне. Смысл этого праздника в том, что Господь Вознёсся на Небо, и то человеческое естество, которое Он взял Себе, тоже вознёс к Отцу. Человеческое естество сейчас находится рядом с Богом, – так Господь возвысил человека. Мы никак не уразумеем, братия и сестры, насколько это серьёзно. Мы часто боимся согрешить, оскорбив Бога, ведь даже помыслить что – то хульное на Господа – грех большой. Но если мы согрешаем перед человеком, это есть грех и перед Богом. Нам страшно на Бога что – то плохое подумать, – почему же мы на человека не только думаем плохо, но постоянно осуждаем, унижаем, обманываем, убиваем человека, убиваем своих собственных детей. Мы все должны бояться греха не только перед Богом, но и перед человеком, а мы этого не боимся. Для нас обидеть человека – ничего не значит. То толкнём, то пихнём, то словом оскорбим. Как часто мы друг с другом разговариваем, и при этом осуждаем ближнего. Вы вспомните слова Господа: то, что вы сделали человеку – сделали и Богу. Поэтому мне хочется вас призвать, чтобы вы любили Бога всем сердцем и помышлением, как Он нам и заповедовал, но и не забывали любить ближнего своего. Святые отцы говорят, что наша любовь к Богу проверяется любовью к ближним. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Как ты можешь любить Бога, Которого ты не видишь, если при этом ты не любишь, и даже ненавидишь ближнего своего, которого ты видишь пред собою? Ты лицемер, утверждая так, и нет в тебе веры, и нет в тебе ещё спасения, никакой святости и никакого благочестия. Потому, что любовь к Богу проверяется любовью к ближнему. Ибо сказать мы можем всё, что угодно: «Господи, люблю Тебя, целую Тебя». Вот Иуда так и сделал: облобызал Иисуса Христа, и предал Его. Святые отцы говорят: «Слова опровергаются другими словами. А кто опровергнет дела?» Вот в делах, брат и сестра, будь крепок. Люби Бога, как Он нас научил, но люби изо всех сил и того, кого Господь послал тебе в твоё окружение. Люби жену, люби мужа, люби детей, люби родственников, люби соседей, люби первого встречного. Люби того, кто пришёл к тебе. В Святом Писании сказано, что многие, кто ввёл странников бездомных в дом, на самом деле принял и Ангелов. Братия и сестры, любите изо всех сил. Без этого просто пропадёте, и на Страшном Суде Божием осуждены будете. Поэтому, чтобы избежать нам геенского огня, любите изо всех сил и Бога, и человека.

Аминь.