[О нашей гордыне] - 18.05.14 Печать
19.07.14 14:55

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с праздничным воскресным днём. Пасха продолжается, поэтому, прежде всего, хочется сказать жизнеутверждающее: «Христос Воскресе!»…

Хочется поговорить вот о чём. Братия и сестры, нас Господь помиловал и дал нам дар веры. Это очень ценный дар. Да, вера в нас слаба, и мы чуть что – спотыкаемся и из-за своего маловерия много согрешаем и падаем, но душа верующего человека чувствует прикосновение благодати. Ты пришёл в храм, весь падший, весь в грязи грехопадений своих, от уныния руки опустились – не хочется и не можется ничего делать доброго; но помолился, покаялся, причастился, и чувствуешь, что Господь вновь с тобой и тебе некого бояться, потому что сказано в Святом Писании: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?». 
Но, к сожалению, страсти в нас не угасли, и очень часто мы ещё и потакаем своим страстям, и в нашей общине нет должного единения во Христе, – из-за нашего маловерия, греховности и страстности. Гордыня человеческого ума, гордыня сердца мешает полюбить Бога всем сердцем и помышлением и ближнего как самого себя. Нет, не надо ближнего любить больше, чем себя – Господь от нас этого не требует, Господь требует, чтобы хотя бы как самого себя любили. Что тебя опечалит, того не делай другим – не печаль других. Мы порой, прежде всего, видим в других что-то плохое, и Господь нас предупреждал об этом: видим соринку в чужом глазу, в своём же бревна не замечаем. И мы порой пытаемся исправить соседа, а не себя, и обращаемся к нему с гневными словами, нравоучениями, вместо того, чтобы заняться исправлением самого себя. Эта гордыня, которая мешает нам видеть свои грехи и заставляет видеть грехи ближних, – она и не даёт нам обрести дар любви. Помните, как сказано у апостола Павла: есть вера, есть надежда – упование, которое даёт вера, а есть любовь – высшая добродетель. Любовь всё побеждает, она никогда не перестаёт, никогда не завидует, не превозносится, – это высшее духовное чувство. Вот в любви мало кто преуспел из нас: у нас сердце холодное, в нём нет жара любви. Поэтому мы не можем покрыть грех ближнего, не можем по-настоящему прощать. Здесь собрались избранные люди, – не ради хвалы говорю, нам нечем хвалиться, – но верующий во Христа – это новая тварь, избранный Божий. И что мы видим среди избранных людей? Даже находясь в общине верующих, мы «кусаем» друг друга, завидуем друг другу, обижаем, ненавидим, – самая настоящая вражда среди нас. Это неправильно, так не должно быть. Мы все хотим попасть в Рай – в Царство Небесное. А святые отцы говорят, что в Рай может попасть тот, кто, увидев там своего врага, обрадуется. Возрадуется, что враг его спасся, что Господь его изменил, привёл к покаянию, очистил, и спаслась его душа. Сможем ли мы так возрадоваться, если у нас чуть что – самое настоящее злорадство, слышим про беды других и злорадствуем в помыслах: «Так им и надо!». Нет в нас, братия и сестры, духовного преуспеяния. Мы ходим в храм, кладём поклоны, читаем по сорок Акафистов, – а молитва наша бесплодна, нет очищения души, любви нет, холод в сердце. Чуть- чуть касается Господь Своей благодатью, ты чувствуешь эту радость и даже, бывает, желаешь любить, но не можешь, потому что любовь – это огромный труд, это самопожертвование, отречение от себя.

Мы ведь грешили-грешили, потом наконец-то осознали это, покаялись, пришли в храм, но разве избавились от гордыни своей? Мы здесь, придя к вере, начинаем гордиться: «А я лучше её молюсь; а я больше его знаю; а я правильнее поклоны кладу, а я вообще всё умею и разумею… ». Даже в Церкви мы превозносимся друг перед другом, везде это «я, я, я…». Если хочешь приблизиться ко Христу, забудь про своё «я»; а святые отцы говорят, что, более того, нужно возненавидеть себя падшего, возненавидеть свои страсти – червей, которые копошатся в твоей душе, свою гордыню возненавидеть. Только так можно душу очистить и к Богу приблизиться. Когда ты пребываешь в гордыне, ты открываешь крепость своей души дьяволу – он входит и разрушает твою жизнь. Любой грех впускает в душу бесов, потому что бесы питаются энергией греха: ты согрешил – бес стал жирнее, ещё согрешил – бес ещё жирнее стал и сильнее в тебя вцепился. Но особенно сильно овладевают тобой бесы, когда ты пребываешь в гордыне. Гордыня перечёркивает все твои добродетели: сколько бы ты ни молился, ни постился, нищим давал бы милостыню, в храме сколько бы ни трудился, как только возгордился – дьявол всё это у тебя отнял, украл. С осознания этого надо начать. Надо возненавидеть свою гордыню: как она мешает мне жить, как она делает мои глаза слепыми: вместо того, чтобы радоваться тем, кто меня окружает, любоваться ими, мои глаза только их недостатки видят, или видят только самого себя и любят только самого себя. Гордыня ослепляет ум, и, вместо того, чтобы познавать истины Божии, пребывать в братолюбии, гордыня свернула мой ум вокруг самого себя: только себя вижу, себя уважаю, считаю только себя знающим и достигшим чего-то. Представляете, что происходит? Боритесь с гордыней своей, это дьявольский грех, самый страшный. Даже людей, пришедших к вере, получивших от Бога дар, который даже оценить нельзя – настолько он велик, через гордыню дьявол уловляет и стаскивает с Неба. 
Знаете, для чего семья дана, почему Бог благословил жить в семье? Вот есть я и мой эгоизм, моя гордыня и желание, чтобы всё принадлежало мне. Вот дал тебе Господь твою «половинку», вы соединились в семью, у вас детки с Божией помощью появились. И теперь уже не «я», но «мы»: ты вынужден делиться своим временем, своим трудом, своим сном, в конце концов, – ради жены и детей. Так сокрушается твоя гордыня.

В монастыре – тот же путь спасения, та же цель – сокрушить гордыню человека. Приходит человек в монастырь, восемь человек в келье, и всё время кто-то рядом, ты ни на секунду не можешь остаться один. И ты вынужден любить того, кто рядом с тобой, а если не возлюбишь, то возненавидишь, и тогда жизнь твоя превратится в ад. Там тоже борьба идёт – с дьяволом и с самим собой. Если ты не научишься любить, дьявол тебя научит ненавидеть. Либо ты в любви пребываешь, либо – поймал тебя дьявол, закрутил, и тогда ты становишься орудием дьявола. А орудие дьявола убивает и уничтожает – не обязательно ножом, можно словом уничтожить, клевещет, завидует, злорадствует… Так что, братия и сестры, мы находимся в состоянии непрерывной борьбы. Многие думают: ну что же в Церкви такие все не святые? Но мы только объявили себя стремящимися, мы ещё ничего не достигли, мы только стремимся измениться, только хотим стать такими, как Христос. Мы ещё только идём по этому пути, поэтому часто спотыкаемся и падаем, и разбойники на нас нападают. И если ты хочешь достичь конца своего пути – Царства Небесного, с чего надо начать? Помните первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Кто такие нищие духом? Те, кто осознал, что ничего у них нет доброго, только грязь одна. Сила Божия в немощи совершается, и, как только ты осознал, что у тебя ничего нет, тут же начинаешь чувствовать, что Господь тебя наполняет. Как только отрёкся от своего эгоизма, чувствуешь, что Божия благодать входит в твоё сердце, и уже не ты творишь, но, как святой апостол пишет, творит живущий в тебе Христос. Аминь.