[О нашей гордыне] - 18.05.14 |
19.07.14 14:55 |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Братия и сестры, поздравляю вас с праздничным воскресным днём. Пасха продолжается, поэтому, прежде всего, хочется сказать жизнеутверждающее: «Христос Воскресе!»… Хочется поговорить вот о чём. Братия и сестры, нас Господь помиловал и дал нам дар веры. Это очень ценный дар. Да, вера в нас слаба, и мы чуть что – спотыкаемся и из-за своего маловерия много согрешаем и падаем, но душа верующего человека чувствует прикосновение благодати. Ты пришёл в храм, весь падший, весь в грязи грехопадений своих, от уныния руки опустились – не хочется и не можется ничего делать доброго; но помолился, покаялся, причастился, и чувствуешь, что Господь вновь с тобой и тебе некого бояться, потому что сказано в Святом Писании: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?». Мы ведь грешили-грешили, потом наконец-то осознали это, покаялись, пришли в храм, но разве избавились от гордыни своей? Мы здесь, придя к вере, начинаем гордиться: «А я лучше её молюсь; а я больше его знаю; а я правильнее поклоны кладу, а я вообще всё умею и разумею… ». Даже в Церкви мы превозносимся друг перед другом, везде это «я, я, я…». Если хочешь приблизиться ко Христу, забудь про своё «я»; а святые отцы говорят, что, более того, нужно возненавидеть себя падшего, возненавидеть свои страсти – червей, которые копошатся в твоей душе, свою гордыню возненавидеть. Только так можно душу очистить и к Богу приблизиться. Когда ты пребываешь в гордыне, ты открываешь крепость своей души дьяволу – он входит и разрушает твою жизнь. Любой грех впускает в душу бесов, потому что бесы питаются энергией греха: ты согрешил – бес стал жирнее, ещё согрешил – бес ещё жирнее стал и сильнее в тебя вцепился. Но особенно сильно овладевают тобой бесы, когда ты пребываешь в гордыне. Гордыня перечёркивает все твои добродетели: сколько бы ты ни молился, ни постился, нищим давал бы милостыню, в храме сколько бы ни трудился, как только возгордился – дьявол всё это у тебя отнял, украл. С осознания этого надо начать. Надо возненавидеть свою гордыню: как она мешает мне жить, как она делает мои глаза слепыми: вместо того, чтобы радоваться тем, кто меня окружает, любоваться ими, мои глаза только их недостатки видят, или видят только самого себя и любят только самого себя. Гордыня ослепляет ум, и, вместо того, чтобы познавать истины Божии, пребывать в братолюбии, гордыня свернула мой ум вокруг самого себя: только себя вижу, себя уважаю, считаю только себя знающим и достигшим чего-то. Представляете, что происходит? Боритесь с гордыней своей, это дьявольский грех, самый страшный. Даже людей, пришедших к вере, получивших от Бога дар, который даже оценить нельзя – настолько он велик, через гордыню дьявол уловляет и стаскивает с Неба. В монастыре – тот же путь спасения, та же цель – сокрушить гордыню человека. Приходит человек в монастырь, восемь человек в келье, и всё время кто-то рядом, ты ни на секунду не можешь остаться один. И ты вынужден любить того, кто рядом с тобой, а если не возлюбишь, то возненавидишь, и тогда жизнь твоя превратится в ад. Там тоже борьба идёт – с дьяволом и с самим собой. Если ты не научишься любить, дьявол тебя научит ненавидеть. Либо ты в любви пребываешь, либо – поймал тебя дьявол, закрутил, и тогда ты становишься орудием дьявола. А орудие дьявола убивает и уничтожает – не обязательно ножом, можно словом уничтожить, клевещет, завидует, злорадствует… Так что, братия и сестры, мы находимся в состоянии непрерывной борьбы. Многие думают: ну что же в Церкви такие все не святые? Но мы только объявили себя стремящимися, мы ещё ничего не достигли, мы только стремимся измениться, только хотим стать такими, как Христос. Мы ещё только идём по этому пути, поэтому часто спотыкаемся и падаем, и разбойники на нас нападают. И если ты хочешь достичь конца своего пути – Царства Небесного, с чего надо начать? Помните первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Кто такие нищие духом? Те, кто осознал, что ничего у них нет доброго, только грязь одна. Сила Божия в немощи совершается, и, как только ты осознал, что у тебя ничего нет, тут же начинаешь чувствовать, что Господь тебя наполняет. Как только отрёкся от своего эгоизма, чувствуешь, что Божия благодать входит в твоё сердце, и уже не ты творишь, но, как святой апостол пишет, творит живущий в тебе Христос. Аминь. |