[В неделю о мытаре и фарисее - о возвышении и смирении] - 09.02.14 Печать
15.02.14 10:01

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с праздничным воскресным днём. Сегодняшняя неделя называется неделей о мытаре и фарисее. Началась подготовка к Великому посту и Церковь начинает настраивать нас на духовную постовую жизнь, – подготавливает к этому подвигу. Сегодня в Церкви читалось Евангелие, в котором Господь рассказывает притчу о мытаре и фарисее. Когда в Церкви читается Евангелие – это значит, что Христос говорит с нами. Для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, человек должен отстоять Литургию, но если по какой-то причине не успел к началу, то, по церковным правилам, нужно быть в храме до начала чтения Слова Божьего. Святые отцы говорят, что человек сначала должен причаститься Слова Божьего, а потом принять Тело и Кровь Христовы. Чтение Евангелия – это прикосновение к Божьей правде, к  Истине, Которая есть Христос.

В сегодняшней притче Господь говорит нам: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Фарисеи – это праведники, которые настолько ревновали о Законе Божьем, что старались исполнить каждую букву закона. А мытарями были люди, которые собирали дань для Римской империи, часто брали лишнее, – для себя, жестоко поступали со своим народом; за это их все ненавидели и считали последними грешниками. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Описав эту ситуацию, Господь сказал: «мытарь пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей». Как же так? Мытарь был хуже всех грешников, а фарисей – ревнитель Божьей правды, почему Господь ни во что вменил его правду? Господь поясняет нам: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Когда мы начинаем ходить в Церковь, молиться, жить по Божьей правде, бывает, что спустя некоторое время становимся напыщенными и говорим про других, что тот – алкоголик, а этот – блудник, забывая о том, что совсем недавно совершали то же самое. Но если раньше мы ходили в темноте и не понимали, что так нельзя делать, то сейчас понимаем и всё равно творим. А Господь говорит, что человек, сотворивший грех по неведению, будет наказан меньше чем тот, кто знал и всё равно сотворил.

В духовной жизни очень часто встречается такое явление – вознесение себя. Преподобный Иоанн Лествичник, удивительный духовный муж, говорит о том, что часто «падение начинается с благодарения». Как же так? Ведь нам сказано, что нужно всегда благодарить Бога за всё, что нам дано, – но духовный опыт подвижников говорит о другом. Бывает, что Господь даёт духовные состояния: слёзы у Престола, на сердце нашло умиление, молитва коснулась сердца, и оно начало размягчаться, – такую радость даровал тебе Господь. И когда стоишь посреди этой радости и говоришь: «Слава тебе Господи, Ты подарил мне такую радость», – вдруг начинаешь чувствовать, что радость из тебя уходит, и хочется заткнуть все «дырочки», через которые уходит Божья благодать. И через некоторое время глядишь – и согрешил, хлопнулся о «камни» своих грехов. Господи, как же так? я был на такой высоте и так низко упал! А Иоанн Лествичник предупреждал, что очень часто «падение начинается с благодарения». Потому что, когда человек стоит посреди радости, говоря: «Господи, как хорошо мне с тобой, Ты дал мне такую молитву, такую благодать», тут же тоненькой иголочкой в наш мозг входит льстивый вражий помысел: «ты праведник, ты благодатный, ты молитвенник; окружающие тебя люди даже не почувствовали того, что ты сейчас чувствуешь». Это становится началом падения, и такой человек обязательно упадёт, потому что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет». Вы должны знать, что Господь возносит тогда, когда человек смирится, освободится о гордыни и уступит Богу место в своём сердце, – только тогда Бог начнёт действовать в нём. Бог возносит человека для того, чтобы он очистился и сиял отражённым Божьим Светом, чтобы он стал «яко Бог». Дьявол тоже возносит; сегодня мы слышали послание святого апостола Павла, в котором он говорит: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». Дьявол возносит человека для того, чтобы с большей высоты он упал и намного сильнее ударился, чтобы уже не встал. Почему человек не может сам преуспеть? Почему дьявол «рулит» им как хочет? Потому что наполнен «самостью», гордыней: «я, я, я...» – кругом «я».

Хочу привести вам пример моего духовного отца – Владыки Никона. Большие начальники становятся перед ним как младенцы, они бегут за ним, побросав дорогие автомобили, чтобы Владыка благословил их. Красивые девушки просят его помолиться и говорят: «Может, мне всё бросить и уйти в монастырь?». Чем Владыка привлёк их? – любовью и смирением. Потому что в мире нет этого, а есть, по словам Апостола, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Недавно я был у него, – я опоздал и не выполнил его благословения, и испытывал страх. А Владыка сказал: «Ну, ничего», – он меня словом «погладил», – и камень свалился с моего сердца. А мы, к сожалению, любим только себя. И пока мы любим только себя, мы не можем полюбить другого человека. Святые преодолели себя, более того: они возненавидели себя, они увидели, что они прах, разметаемый ветром, и смирились, уступив место Богу, – и теперь Бог действует в них. Это, может быть, легко сказать, но очень трудно сделать. Но это единственный путь, на который нас наставляет Церковь и Сам Бог, Который говорил нам сегодня: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Аминь.