[В день Крещения Господня] - 19.01.14 Печать
30.01.14 15:53

Во имя отца и Сына и Святого Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с праздником.

Сегодня у нас было настоящее Всенощное бдение с Литургией. Я неоднократно говорил, что ночная молитва очень трудна – это настоящий подвиг, но вместе с тем она необыкновенно благодатна. Тому, кто отринув сон, отринув зов плоти, которая хочет спокойствия и побыстрее улечься в кровать, тому, кто подчинил себе плоть и встал на ночную молитву, Господь даёт Свои необыкновенные дарования и необыкновенную благодать. Мы становимся на ночную молитву три раза в год: на Рождество, на Крещение и на Пасху, – а на Святой горе Афон такая служба совершается каждый день, только мы молились пять часов, а на Афоне молятся 8-10 часов подряд. Представляете, какой подвиг несут эти люди!?

Каждый год перед наполнением бочек водой для её освящения, мы раздаём прошлогоднюю воду, которая простояла целый год, и не в серебряных сосудах. Знаете, как некоторые говорят: «Это вы серебряный Крест опустили в воду и она перестаёт гнить». Допустим, что я опустил в воду серебряный Крест, хотя в Церкви сейчас нет чистого серебра. Тогда представьте себе, как же освящается вода на середине реки Волга (ширина которой 2 км), которую в вырезанной «Иордани» освящали деревянным Крестом!? Это происходит потому, что Бог освящает воду, Бог даёт необыкновенное знамение в память о том событии, которое произошло 1984 года назад. Тогда Иисус Христос, наш Спаситель, пришёл на реку Иордан к Иоанну Крестителю, к которому приходили люди со всей Иудеи, каялись в своих грехах, просили прощения, и он трижды погружал их в воду в знак того, что они очищаются от греха. И вот пришёл Господь Иисус Христос, в Котором не было греха, и Иоанн Креститель прозрел это Святым Духом и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его». Господь был безгрешен, Ему не нужно было омывать грехи, – для чего Он это сделал? Господь показал нам путь смирения, показал благой пример, показал, что спасение человеку – от Бога. Если человек осознаёт свой грех, смиряется пред Богом, кается, – тогда водой и Духом Святым человек может обновиться, очиститься.

Мы знаем о том, что произошло дальше: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В этот день Иисус Христос, Сын Божий вошёл в воду, был голос Небесного Отца и Святой Дух сошёл на Сына Божия, – Святая Троица явилась на воде. Вот почему воды освящаются в этот день и не гниют, не растлеваются. В память о том, что Святая Троица пришла на землю для того, чтобы нас спасти, Церковь поёт: «Иордан возвратился вспять»; это означает, что люди за свои преступления были изгнаны на землю, на которой стала властвовать смерть, но пришёл Бог – Святая Троица – и освободил нас от рабства тления, от рабства смерти и даровал нам вечную жизнь. Вот в каком смысле Иордан повернул вспять: изменилось течение времени. Мы умирали и погибали на этой земле, но Господь протянул нам руку, Он Сам пришёл к нам, чтобы мы были спасены. И теперь тот, кто в ответ на протянутую Господом руку протягивает свою, говоря: «Господи, я хочу к Тебе, я хочу жить не по своей правде, а так, как Ты меня научил», – становится бессмертным. Господь так и сказал: «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». И это знамение – напоминание о том, что Господь пришёл нас спасти и изменил ход истории, и происходит теперь с водой: в ней перестают разводиться бактерии, растлевающие её, вода перестаёт умирать и становится той водой, которая была в Царстве Небесном, в Раю. Ведь в Раю не было смерти: там, где нет греха, нет зла – там смерти нет. И Господь даёт нам напоминание, что если мы будем жить свято, если мы будем жить с Богом, то смерти не увидим никогда.

Да помилует нас Всеблагий Бог, да научит нас избавиться от греха велика и от рабства греху и смерти.

Аминь.