[Об абхазской подвижнице] - 15.12.13 Печать
19.12.13 13:37

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, хочу поделиться с вами радостью: в день празднования памяти апостола Андрея Первозванного наш храм посетил удивительный человек, – подвижница, пустынница абхазская, – человек духовный, и, думаю, просто святой. Конечно, никто ничего не понял и не познал; одна из причин этого то, что мы заняты, прежде всего, собой: своими проблемами, страстями и суетой сует. Но сегодня Господь нам сказал в Евангелии, что если хочешь быть совершенным, «всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небесах». Некоторые простые люди думают, что Господь призывает продать дом свой и остаться ни с чем, – нет, но мы должны отрешиться от всего земного, чтобы наследовать Небесное.

Мы порой думаем, что святой человек как некий фокусник: огонь с неба низведёт или что-нибудь удивительное сотворит, – тогда мы упадём пред ним на колени… А настоящая святость всегда тиха, скромна, незаметна: она удивительна – святость человека.

Эта подвижница – ученица величайших старцев – абхазских пустынников: схиархимандрита Ионы, который умер около года назад, и схимонахини Виталии, которую называли «игуменьей гор абхазских». Этих святых знают во всём мире, они несли великий подвиг. И по их благословению высоко в горах (перевал 2 км. 200 м.) она строит храм на пустом месте, – там кругом горы и лес, и на большом расстоянии вообще никого нет, только маленькая деревенька, в которой живёт 150 человек. Перевал открывается на три месяца в году, в остальное время там всё занесено снегом, и проехать туда невозможно. Там нет ни телефона, ни медицины, – никаких благ цивилизации. В горах Кавказа подвизались великие подвижники, в их числе и духовный отец нашего Владыки – митрополита Никона – схиархимандрит Виталий, и другие глинские старцы: когда было гонение на Церковь при Хрущёве, они из Глинской пустыни ушли глубоко в горы.

Некоторое время назад жили в горах два подвижника, – они уже тоже почили, – они жили в дупле огромного дерева, поделили дупло на две части: один в одной половине, другой – в другой; и несли подвиг, молились день и ночь. Другие подвижники даже от такого небольшого населённого пункта, заброшенного в горах, уходили ещё на 30 – 50 км и строили себе кельи, чтобы быть в одиночестве, – только с Богом. У людей, которые помогают этой подвижнице строить храм, есть КАМАЗ, но проехать можно лишь по руслу горной речки, так как кругом леса, и если в горах дождь, то эта речка превращается в бурлящий поток, и тогда КАМАЗ может унести как щепку. Там медведи свободно ходят, и, бывает, приходит медведь к поселению, хватает козу и уходит с добычей; может напасть и на человека. Одну девяностолетнюю монахиню так и утащил медведь. Мы можем подумать: как же так, монахиню, которая там подвизалась, и вдруг разорвал медведь? Она же святая, как Господь попустил это? Вы знаете, пути Господни неисповедимы, и промысел Божий мы понять не можем, но есть такая притча. Хоронили двух человек: подвижника святой жизни и человека злого и жадного.  Для злого были устроены пышные похороны, с молитвами и со священниками, и похоронили его в лучшем месте. А подвижник умер страшной смертью: его разорвал лев. Один человек-молитвенник стал плакать: почему же такая несправедливость? И Господь через ангела ему отвечает, что подвижник этот всю жизнь творил святые дела, но был за ним один тяжкий грех; душа его пошла в рай, но из-за этого греха попущена была ему ужасная кончина в лапах зверя. А злой богач всю жизнь делал зло, но как-то раз он поступил необыкновенно по-доброму, и за это Господь вознаградил его пышными похоронами с молитвенным пением.

Опасности там грозят и от горцев, многие из которых не работают, а промышляют грабежом и разбоем. Бывало, что и эту подвижницу останавливали «лихие люди»: «Ты она?» – «Я не одна, а с Богом». Они смотрят и не понимают, но, по милости Божией, не трогают. По милости Божией, она держится и в глухом месте, за перевалом, который открыт три месяца в году, и строит великолепный храм. Сейчас это пустое место, в котором никто не живёт, но старцы ей сказали, что скоро наступят времена, и ты не будешь знать, где разместить людей, и в этом месте будет горный монастырь. Может, и мы побежим туда – в горы, в тайгу, – от того, что мир развратился и невозможно жить в нём, в мире падшем и заблудшем.

Она рассказала о своём старце: схиархимандрит Иона подвизался в горах, но потом жил в миру, и люди шли к нему непрестанным потоком. Чтобы попасть к нему на приём, надо было записаться и ждать долгое время. Он был такой молитвенник, что, подарив больному человеку что-нибудь, например, мандарин, исцелял его. Сама эта подвижница пятнадцать лет назад болела смертельной болезнью, и старец Иона вымолил её. Она должна была умереть, но его молитвами живёт и подвизается, и такую имеет бодрость духа, что нам и не снилась. Вокруг схиархимандрита Ионы всегда было множество людей, так что невозможно было пробиться, но когда приезжала она, он принимал её сразу же и оставлял в гостинице, и она могла неделю пробыть у старца. Конечно, у некоторых духовных чад возникла ревность, и это отразилось на отношениях. Как-то шла она к старцу, и один здоровенный мужчина толкнул её так, что она отлетела и ударилась о стену. Старец это видел, вышел, взял её за мизинец и ввёл к себе. И сказал: «Знаешь, что ты должна сделать человеку, который тебя обидел? Пойди, поклончик перед ним положи, и подарочек подари». Вот какая мудрость духовная! «Мудрость» земная что бы сказала? – «заявление в милицию на него напиши, или подговори кого-нибудь – пусть они его тоже об стенку размажут». Это «мудрость» мира, который во зле лежит. А старцы по-другому поступали, и их премудрость не от мира сего.

И про схимонахиню Виталию, свою духовную мать рассказала: приехала она однажды к матушке Виталии и в разговоре осудила кого-то, что неправильно живёт. А по дороге, когда шла к матушке, голодная была, и, увидев какой-то фрукт, что в пыли валялся, подняла, обтёрла от пыли и съела. И вот, когда она рассуждала так о тех, кто что-то неправильно делает, матушка сказала в ответ: «Да конечно, неправильно, какие мы сейчас христиане, мы ведь даже воруем». И так старица несколько раз повторила в ответ на разные рассуждения: «Ну, что ты хочешь, мы же и не христиане совсем, – мы воры». Наконец она поняла, что старица про неё говорит и про этот фрукт, и стала возражать: «Матушка, да ведь это на дороге валялось, и было никому не нужно». Но старица сказала: «А ты дерево это сажала? – нет, не сажала. А разрешение у хозяев дерева спросила? – нет, не спросила. Значит, украла». Вот насколько внимательны к себе были духовные люди, они даже в мелочи боялись согрешить. И человек в простоте сердца всё это рассказывает, и ты видишь свою внутреннюю черноту, свою чёрствость, жадность, погань, свою привязанность к мирским наслаждениям и вещам. Они же там и постятся так, как нам и не снилось, и живут святой жизнью. Слава Богу, что такие люди ещё есть, и молитвами их мир стоит.

Богу нашему слава, честь и держава, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.