О семье - 27.10.13 Печать
12.11.13 15:08

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с праздником. Мне хочется сегодня сказать о семье. Семья это не просто сожительство двух лиц противоположного пола, семья это малая Церковь, – так её понимают христиане, если они правильно мыслят. Это союз – да, мужчины и женщины, но если этот союз во Христе, если и муж, и жена живут одним духом, – духом благочестия и благодати, если у них есть вера, то такая семья становится Церковью. Она свята и непорочна, и даже дух злобы не сможет повредить ей. Господь сказал про Церковь, что врата ада не одолеют её, и, если мы члены Церкви, соединённые во Христе, то ничто не может нас одолеть. Но, как показывает житейская практика, в наших семьях очень много бывает и проблем. Вы знаете, только близкий человек может нанести рану душевную, такую, которая очень долго не заживает. Если нас обидит кто-то на улице, или сосед скажет какие-то обидные слова, то мы можем прийти домой, закрыть дверь, с соседом постараться лишний раз не пересекаться, – и потихонечку рана от обиды зарубцуется, боль и горечь уйдут, и мы можем восстановить душевный мир. Но когда это происходит в семье, когда обидные слова слышишь от близкого человека, видишь непонимание и даже какое-то противление, то, конечно, это ранит гораздо сильнее. В Святом Писании сказано: «Нет раны большей, чем рана сердечная», – порушенная любовь и обида от этого больше всего ранит душу человеческую.

Один старец сказал про взаимоотношения людей: «Люди трутся-трутся – и спасутся». Мы все по гордости своей похожи на ежей: колючки во все стороны, или на камни с острыми гранями. И своей гордостью, желанием, чтобы всё было только так, «как я хочу», мы наносим раны своим близким. Но во всех житейских коллизиях, выстраивая взаимоотношения, мы «бьёмся» друг об друга и «сносим» все наши колкости, острые края, – они притупляются, и мы потихонечку «притираемся» к ближним своим и становимся единым целым.

Мне, как священнику, приходится сталкиваться с судьбами людей, и не один раз я слышал от тех, кто потерял свою «половинку», когда ушли уже в мир иной или муж или жена, как горюют оставшиеся, как они плачут, как тяжело переживают расставание. Хоть при этом, пока жили вместе, бывало, и обижали друг другу: муж изменял, или пил, или ещё что-то было. Но потом остаётся только сожаление, что человек ушёл, и ничего уже нельзя вернуть. Действительно, «что имеем – не храним, потерявши – плачем». Поэтому, братия и сестры, берегите того, кто рядом. А как часто бывает так, и это самое настоящее лицемерие, что мы среди посторонних такие все хорошие, благообразные, стесняемся «потерять лицо» перед людьми, поэтому «тише воды, ниже травы», но, придя в семью, вдруг превращаемся в волков: нам и то не так, и это не эдак, не туда поставил, не то сварила… И мы почему-то друг друга не стесняемся, начинаем нападать, орать и показывать, какие мы есть на самом деле. Раньше мы говорили: «люблю тебя, буду всегда с тобой, ты моя радость», – и куда эта радость ушла, если близкие люди вдруг превращаются в двух тигров в одной клетке? Это просто страшно, это разрушительно, и как же страдают дети! Вы знаете, некоторые врачи и психологи утверждают, что дети заболевают, видя конфликт между родителями. Детская душа чистая, она ещё не изгажена всеми нашими мирскими страстями, и вдруг она видит, что мама и папа – самые любимые и самые главные для ребёнка люди на земле – ругаются или даже ударяют друг друга. Это такая трагедия для души и ума ребёнка, такой стресс, что ребёнок может заболеть. Берегите друг друга, ничего в жизни не бывает просто так, и, если кто-то Богом послан быть рядом с тобой, то это по воле Божией. Может быть, этот человек доставляет тебе неудобства, может, что-то приходится терпеть от него, но помните, как Господь сказал: «В терпении вашем стяжите души ваши», – оказывается, через терпение мы можем стать обладателями собственной души, приобрести её, вернуть назад. Она ведь в плену у дьявола, в плену у страстей, а через терпение Бог может возвратить её, избавить от плена страстей. Конфликты в семье бывают не только между мужем и женой, но и между родителями и детьми, когда дети считают, что родители их не понимают, что родители мыслят отстало по сравнению с современным миром, «достали» со своими нравоучениями и т. д. Но это тоже от непонимания, – непонимания того, что друг твой или подруга может тебе улыбаться, а в душе «носить камень» против тебя, а вот родители твои – отец и мать – будут с тобой до конца, не смотря ни на что. Это уж совсем редкий, вопиющий случай, когда родители отрекаются от своих детей или вред им какой-то наносят. Родительская, материнская любовь – это настоящая, жертвенная любовь, образ любви Небесной, это отсвет той Любви, которой Бог возлюбил нас, ибо мы тоже дети – дети Божии. Так что берегите ближних своих: и родителей, и детей, и жену, и мужа, – всех, – это ваше спасение, в семье спасается человек. Вот, возьмём монастырь: для чего люди уходят в монастырь? – спасаться от грехов, менять душу свою к лучшему, угождать Богу. Отрёкся монах от мира, пришёл в монастырь. И монастырь становится духовной семьёй, и там точно так же приходится терпеть – настоятеля, который тебя поставил не на те послушания, на которые ты рассчитывал: ты хотел на клиросе петь, а тебя картошку убирать послали или туалеты чистить; в келье – таких же людей, как и ты, – каждого со своим характером. И тоже бывает непонимание, но из кельи монастырской ты никуда не уйдёшь, а всегда будешь с этими людьми, и, если между вами обида, то есть только один путь – преодолеть эту обиду, если непонимание – преодолеть непонимание, иначе будешь мучиться всю жизнь. Ведь, когда ты кого-то ненавидишь, ты и этого человека мучаешь, и сам мучаешься от собственной ненависти. То же самое, братия и сестры, и в семье. Есть только единственный путь, чтобы сохранить семью, сохранить любовь и стать одним целым: преодолеть непонимание, неприязнь, потерпеть друг друга. И это такой же спасительный путь, как в монастыре. Мы восхищаемся монахами: какие они необыкновенные люди, они захотели жить на земле как ангелы, как же они спасаются, какой великий у них подвиг! Но, брат и сестра, великий подвиг понесёт и твоя душа, если ты потерпишь всех тех, кого Господь поставил жить рядом с тобой.
Богу нашему слава, честь и держава, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.