[О искушении отпадения от веры] - 09.06.13 Печать
16.06.13 09:25

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Вот как удивительно: и не надоедают эти слова – Христос Воскресе. Во время ночной службы мы почти непрерывно произносили эти слова, всё пасхальное время их произносим, а сердце каждый раз на них отзывается. Ни уму, ни сердцу не надоедают эти святые слова. Так что – воистину Воскрес Христос!

Сегодня мне хочется сказать несколько слов о том, что в жизни каждого христианина бывает период отступления от Бога и от веры. Да, мы говорим, Христос Воскресе, да мы радуемся. Но из-за различных житейских ситуаций, или после того, как мы согрешили, наступает охлаждение. Если раньше мы бегом бежали на службу, каждое слово Евангелия колоколом отзывалось в нашем сердце, было желание делать добрые дела, молиться, поститься, совершать подвиги, – то через какое-то время приходит уныние, разленение, нежелание ничего делать. Мы изо всех сил заставляем себя прийти в храм, на службе стоим рассеянно, смотрим в окно, на соседей, кто как одет, – такое бывает. Когда я только пришёл к вере, был молодой, горячий, мне говорили, что пройдёт время, и ты потеряешь эту горячность, придёт время, и тебе придётся заставлять себя «Господи, помилуй» произнести, – но я не верил. Один старец сказал мне: «когда подумаешь, что ты много познал и многое понял, тогда и начнётся отступление от Бога». Действительно, мы, начитавшись книг, думаем, что всё познали, всё поняли, что мы теперь знаем Бога – Каков Он есть, видим Его промысел, пути Господни; и, как только мы эту гордую мысль допустим к себе в сердце, такое начинает «вылезать» из нас, что становится страшно самому. Отчего это всё происходит, братья и сестры? Святые отцы дают нам такое рассуждение: мать, любящая своё дитя, прижимает его к своему сердцу, носит на руках, стараясь уберечь его от малейшей кочки, от малейшего падения и неприятности; но рано или поздно она снимет его с рук, поставит на ножки и скажет – иди. Ребёнок будет неуверенно делать первые шажки, будет падать, сбивать коленки, – но это единственный путь, чтобы ребёнок научился ходить, чтобы он твёрдо стоял на ногах и шёл по этой жизни сам, ибо это придётся делать каждому человеку. Так и Господь: когда мы только приходим к вере, Он «носит нас на руках». Мы думаем, что желание молиться, поститься, совершать подвиги, отдавать самое лучшее ближнему – это наше желание. Нет, это Господь так окрылил нашу душу и так возгрел наше сердце. А потом, когда мы начинаем мнить себе, что так и будет всегда, что я теперь молитвенник, доброй жизни человек, теперь я понимаю всё, рассуждаю, знаю, где добро, а где зло, – Господь ставит нас на землю и говорит: «Иди и посмотри, что ты есть на самом деле». И начинаем мы идти, и каждый шаг в духовной жизни даётся нам с большим трудом. Для того чтобы встать на молитву, сделать доброе дело, простить кого-то, надо через себя переступить, преодолеть такую лень, помыслы и различные искушения, что «Господи помилуй». И мы видим, как это трудно, – Господь даёт нам понять, кто мы есть на самом деле, из чего мы состоим. Братья и сестры, после грехопадения мы состоим из греха. В нас есть крупица добра – это семя, данное нам от Бога. Но камни грехов у нас в душе, и  это семя зарастает сорняком, засыхает под палящим солнцем житейских ситуаций. И мы, на самом деле, грешники – люди, которым легче сделать зло, чем добро. На добро надо себя заставлять, а на зло не надо: раз – и мы уже во зле, и уже творим беззакония.

Братия и сестры, через искушение отпадения от веры проходят и молодые люди. Пока родители приводят ребёночка в храм, видно, что он «цветёт» в храме, он чувствует себя как дома, детям радостно здесь: их душа, не очернённая грехом, чувствует благодать Божию. Но, вырастают, и начинают ходить по храму, засунув руки в карманы, начинают перечить родителям и говорить: «А зачем нам храм, а зачем нам Бог?». Это всё грехи молодости и юности, – того неразумия, когда человек думает, что многое знает, что ему даже не нужны и родители, он сам во всём разберётся; а на самом деле он ничего не знает. Гордыня обуревает человека, и он становится слеп, ибо гордое сердце ничего и никого, кроме себя, не видит.

Через это искушение проходят и церковные люди, – священники и служители церкви: надоедает молиться, надоедает ходить в храм, всё одно и то же, – и происходит страшное разленение. Бес постоянно «поёт» в ухо: «Зачем тебе это нужно? А кто это придумал? А может быть, никакой веры нет? А может быть, Бога нет?» – и мы без разбора принимаем эти помыслы. Хотя, если иметь внимательное сердце, внимательный ум, раскрыть глаза, обернуться и посмотреть на свою жизнь – здравый ум поймёт, что Бог есть, что Он вёл тебя всю твою жизнь, спасал из таких ям, выводил из таких житейских ситуаций, что если бы не Бог – тебя уже не было бы на земле. Если бы Бог не помогал нам, то дьявол уже убил бы, разорвал бы нас на куски. Но Бог хранит и бережёт нас для того, чтобы мы здесь на земле исполнили Его Божественный замысел. Чтобы, придя на землю, мы жили на ней не просто как скот, которому нужно только  стойло, еда и вода, и самец или самка для размножения; но Бог хочет, чтобы мы  стали сынами и дочерьми Бога Всевышнего. Он хочет, чтобы мы что-то в этом мире изменили к лучшему, и, прежде всего, изменили к лучшему свою жизнь. Ибо, когда мы жили без Бога, мы всё ближе и ближе приближались к пропасти, с каждым своим вздохом и с каждым шагом, зачастую греховным, мы приближались к краю погибели. Но Господь хочет, чтобы мы изменили свою жизнь, отвернулись от рва погибели, от бездны греховной, и пошли бы к Свету, и в этом Свете божественном были бы всегда.

Аминь.