[О важности Великого поста] - 22.03.13 Печать
26.03.13 10:04

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, наша большая служба, которая венчает собой окончание строгой седмицы поста – закончена.

Мы свою жизнь ведём нерадиво – набрали на себя множество скверн, и хочется совершить хоть какое-то делание: чуть-чуть научиться воздержанию, чуть-чуть научиться смирению. Устав нашей церкви очень строгий в отношении Великого поста, поэтому он и называется Великим, и нужно иметь большое произволение, чтобы поститься так, как постились древние отцы, которые заповедали нам устав этого поста. Устав от греческого слова типос (типикон) – образ. Нам дан образ Великого поста, образ необыкновенной молитвы и необыкновенного воздержания, которое являли нам святые отцы. Каждый может приблизиться к этому образу только в меру своих сил, и тот, кто постился менее строго – не унывайте, ибо вы делали это как могли. Но поститься надо обязательно. У многих из нас есть ограничения: кто-то болен, кто-то работает на тяжёлой работе, но надо хоть чуть-чуть пытаться приблизиться к тому образу, который нам дан. Сам Господь нам Сказал: «Род лукавый изгоняется постом и молитвой». Тот, кто когда-нибудь пробовал поститься, знает, что рукам и ногам бывает тяжело, ноет желудок и кружится голова – но такая необыкновенная лёгкость на душе, такая внутренняя радость. Недаром святые отцы называют Великий пост «Весной души». Своей постоянной суетой, постоянным обжорством, постоянным нерадением – мы погубляем свою душу, она черствеет и на ней появляется корка от тех ран, которые мы нанесли ей грехом. Душа покрывается коростам и теряет свою чувствительность. Она перестаёт чувствовать Божью благодать, перестаёт понимать, где добро, а где зло. В Ветхом Завете есть такой образ – когда праведный Лот вместе со своей семьёй вышел из греховного города, ему было повеление: «Не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей». А у жены Лота – Сарры в уме или в сердце осталась сласть ко греху и она обернулась и превратилась в соляной столп. Господь дал нам веру, дал понимание, что это зло – и мы должны отвернуться от этого зла и больше никогда не возвращаться к нему. Господь Даёт нам такой образ, что нельзя возвращаться на свой грех, не надо даже поворачиваться к нему. Если мы постоянно возвращаемся на грех, то наша душа настолько черствеет, что уже ничего не чувствует. Многие люди, приходя на исповедь, говорят: «Батюшка, я ничего не чувствую. Раньше, когда я только пришёл к вере, у меня во время молитвы была такая радость, было необыкновенное чувство от каждого доброго слова, от каждого места Священного Писания которое я читал, у меня плавилось сердце, – а теперь ничего не чувствую». Есть такой грех – окамененное нечувствие, который поразил многих из нас, потому, что мы постоянно возвращаемся ко греху. Господь знает, что нам надо делать и Его Святая Церковь знает, что нам надо делать – попоститься постом приятным, научиться воздерживать свои чувства. Что мы можем дать Господу? – всё, что мы имеем нам Дал Господь, а наши только грехи. Жизнь нам Подарил Господь, ум, красоту и так далее – всё это Дал нам Господь. Когда мы начинаем этот подвиг – я не побоюсь этого слова, – поприще Великого поста. Да – тяжело, да – трудно, бывает, что даже близкие не понимают, некоторые даже крутят у виска: «Ты что? Зачем тебе это надо?». Но тот, кто пробовал это, знает, что потихонечку трескается корка на душе, в сердце вдруг оживает молитва, начинаешь ощущать сладость молитвы, Святое Писание вновь радует и волнует сердце. Пост прогоняет из нашего сердца страсти, пост очищает сердце и душу, и душа оживает.

Братья и сестры, поститесь постом приятным, как можете. Да Поможет нам в этом Всеблагий Бог.

Аминь.