В день прощёного воскресенья] - 17.03.13 Печать
25.03.13 12:49

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с Прощёным воскресеньем. Сегодня в Евангелии Господь говорит нам: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Мы все нуждаемся в прощении. Хотя бес шепчет нам в ухо: «ты хороший, ты лучше, чем другие», – но, если внимательно посмотреть на свою жизнь – с семилетнего возраста, как рекомендует нам Церковь, то в жизни каждого из нас найдётся много тяжких, смертных, скверных грехов. В юности многие натворили такого, что, спустя годы, становится страшно об этом вспоминать: блудили, колдовали, вызывали духов, отрекались от Бога, хулили Церковь и священников, смеялись над калеками и убогими, – всё это раны, нанесённые своей собственной душе. В этом и есть безумие человечества, забывшего Бога. В Святом Писании сказано: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Но в Святом Писании есть и другие слова, где нам сказано: «Вы бози есте». Но мы забываем своё достоинство, забываем, что мы образ и подобие Божие, что у нас есть бессмертная душа, которая выше всех богатств на земле, – и, действительно, уподобляемся скотам. Многие думают: «вот человек грешит: пьянствует, наркоманит, блудит, присваивает чужое,  – почему же Бог его не наказывает? Почему он жив и здоров? Почему в материальном плане он очень часто живёт лучше, чем мы?». Братия и сестры, быть хищником, убийцей, пьяницей, наркоманом и блудником – это уже наказание. Это ад страстей, и эти люди уже находятся в нём, будучи ещё на земле.

Господь создал нас для того, чтобы мы были такими, как Он. Адам и Ева были бессмертными, они нарекали имена животным. Наречь имя, - значит познать суть вещей. Это значит, что человек обладал необыкновенным разумом, необыкновенным знанием, был бессмертным и был в постоянной радости, но презрел всё это, послушавшись сатану, который шептал ему: «пойди против Бога, нарушь Его заповедь, и ты станешь выше Бога», – и человек пошёл на эту сатанинскую приманку, и низвергнулся в ад страстей. Из Рая пришёл к житию в тленном мире, и ходит путями скотов, и мыслит так же, как животные. Животные думают о еде, о сне, о размножении, – и мы, когда забываем Бога,  поступаем точно также. У нас только земные заботы и хлопоты, желание разбогатеть, желание, чтобы все красивые лица противоположного пола принадлежали нам. И в этом уже есть наказание. Человек может стать «яко Бог», – не прямо Богом, а как Бог, потому, что Господь даёт нам такое достоинство, но человек презирает это. И бес подлавливает нас – каждого в своём. В детском фильме про Буратино сказаны простые слова, в которых скрыт большой смысл: «На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош, и делай с ним что хошь». Если у человека есть страсть жадности, стремление разбогатеть, то его можно заманить в любые сети. Или блудник увидел оголённую часть тела, – и забыл про жену (или про мужа), про детей, и пошёл на предательство, на измену ради мнимого удовольствия. Или чтобы отомстить: бес ведь хитрый, он «заходит» с разных сторон. Приходит помысел: «Твой муж наверняка тебе изменяет, – отомсти ему» – и жена становится блудницей.

Братия и сестры, ад страстей – это то, что действительно нас мучает. Мы все желаем счастья себе и своим деткам, – но счастье в Боге и в добром деле. Только это даёт настоящую радость душе. В воскресный день бывает трудно заставить себя пойти в храм, но если ты преодолел себя, пришёл и помолился – на твоём сердце такая радость, которую ты никогда не получил бы лёжа на диване. Хотя на диване, конечно, лежать легче. Так же и с прощением.  Когда ты пересилил себя, простил ближнему своему, в это время чувствуешь,   как гора греха «сползла» и  с тебя. Господь про это прямо говорит: «Каким судом судите, таким будете судимы».

Есть такое понятие: греховный навык. Человек понял умом, что пьянство – это грех, и, в первую очередь, оно его и губит; понял, что его губит жадность, не даёт жить зависть и так далее. Святые отцы рассуждают, что если человек вошёл в греховный навык, – то есть в нём уже укоренился грех, – то этот грех уже трудно исторгнуть. Человек бьётся против своей жадности и не может победить её; борется против своей зависти, – вроде бы «запихал» её подальше, – но только кто-нибудь превзошёл его в уме, в красоте, в богатстве, или похвалили кого-то при нём, – и эта «змеюка вылезла» наружу, и ужалила в сердце. Весна, солнышко светит, кругом красота, – а он места себе не находит: «как же так, похвалили не меня, а другого человека!?» – и жизнь уже не мила. Вот какая отрава смертельная – грех. Человек бьётся против греха, но укоренился в нём грех, и ничего у него не получается: «Господи, как же я спасусь, как войду в Твой Рай?». И вспоминается притча Христова, как человек был позван на пир, но вошёл туда в грязной одежде, и был изгнан оттуда. Вот и я вижу, что одежда моей души черна – темнее ночи. Как я войду в Светлую радость? В Свете ещё сильнее моя чернота обнаружится. И думаю, как же мне спастись, что сделать: может, подвиг какой-то совершить, может, лишить себя всего, раздать всё, что имею? Но апостол Павел говорит: «Если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Многие мечтают так намолиться и «напоститься», чтобы научиться чудеса творить. Так вот, если человек будет творить чудеса, а любви не будет в его сердце, то все чудеса его станут ложными, напрасными. Помните, Господь говорит: «многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» – в том числе, и ложными чудесами, – так что бывает и ложное чудо. Получается, что человек ничего не может сделать, и ему закрыта дорога в Рай; он не сможет попасть и туда, и будет вечно среди своей ненависти, среди своей зависти, своего блуда и так далее. Но Господь открывает нам дверку спасения, Он говорит: «прости ближнего своего», что бы он ни сделал тебе. А на самом деле и очень часто, он не сделал ничего плохого. Бывают разные непонятные ситуации, когда человек не хотел обидеть - и обидел, чего только в жизни не бывает; недаром сказано: «Жизнь прожить – не поле перейти». И вот, сколько я нагрешил, и сколько против меня нагрешили, сколько раз я обидел, и сколько раз меня обижали, – как же нам всем спастись? А Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Оказывается, дорога в Рай для нас не закрыта, оказывается, что Господь, видя и зная нашу немощь, Сам даёт нам возможность получить прощение, открывает пути ко спасению несмотря на нашу греховность.

Братия и сестры, прощайте, прощайте и ещё раз прощайте: порой это единственный выход, чтобы обрести Вечное счастье, Вечную любовь и Вечное спасение.

Богу нашему слава, честь и держава, всегда ныне и присно и во веки веков.

Аминь.