[Беседа на притчу о блудном сыне] - 03.03.13 Печать
07.03.13 09:56

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с воскресным праздничным днём. Сегодня Святая Церковь продолжает настраивать нас на Великий Пост и даёт нам для прочтения определённые отрывки из Святого Писания. Сегодня мы читали отрывок, в котором Господь рассказывает притчу о блудном сыне: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». С этим даром младший сын поступил неразумно: «собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». Далее Святое Писание повествует: «придя в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему». И вот на что надо обратить внимание: «когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Это означает, что отец непрерывно ждал его, он всё время всматривался вдаль: «где же сын мой заблудший?». Сын же сказал: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» – отец вернул его в прежнее достояние и устроил пир, потому, что этот человек по делам своим был мёртв, но из смерти вернулся к жизни, – вернулся в свой отчий дом.

Эта простая Евангельская история учит нас очень многому. Прежде всего, она учит нас тому, что мы находимся в далёкой стране, – а это именно про нас, – мы находимся в стране изгнания. Многие думают, что Земля – это наш дом, – но это только гостиница. Многие думают, что мы здесь навсегда, и что здесь наше отечество, но Отечество наше там, где наш Отец, – Всеблагий Бог. Здесь мы проходим время испытаний, время, в котором отделяются зёрна от плевел. Жизнь на Земле – это время, когда ты должен определиться, куда ты идёшь: к Богу, к Свету – или тебе по сердцу больше тьма. Евангелие повествует, что этот человек пришёл в себя и решил вернуться к своему отцу. Вот это всем нам нужно сделать. Я думаю, что здесь собраны люди, которые имеют стремление вернуться к Небесному Отцу. Нам нужно вернуться в прежнее достояние, в прежнее достоинство. В Церкви собраны люди, которые осознали, что мы настолько погрязли в своих грехах, что «едим свиную еду». В Ветхом Завете свинья считалась нечистым животным, поэтому, когда говориться о «свиной еде», и «пасти свиней» – это значит следовать за своими страстями и «хлебать» свинские страсти. Знаете, какие это страсти? – когда животное побеждает в тебе человека. Вот человек увидел женщину, или женщина – мужчину, и в голове всё помрачилось: человек забыл, что у него есть муж или жена, есть дети, есть достоинство, – и  «штаны» побежали за «юбкой», или «юбка» за «штанами». Или  увидел человек рюмку водки, и она настолько его «заманила», что он забыл про жену, про детей, про работу, – напился до пьяна и превратился в скота. Вот, что такое «свиная еда» и что значит «пасти свиней»: следовать за своими страстями.

Так и мы следуем за своими страстями – потому, что мы страстные, – но есть люди, которые «пришли в себя», и те, которые «не пришли в себя». Господь хочет, чтобы мы все вернулись к Нему. И здесь – в Церкви – находятся люди, которые начали «приходить в себя», к ним приходит осознание и покаяние: «Куда я бегу? На что я трачу свою жизнь? Для чего я живу?» И человек делает «разворот»: отворачивается от тьмы и начинает брести, ползти, – порой «на карачках», – но ползти к Свету.

Братия и сестры, Господь хочет, чтобы мы пришли к Нему, Он ждёт нас, как этот любящий отец, который описан в притче Самим Господом. Господь нас ждёт, Он хочет, чтобы мы были спасены, чтобы мы вернулись к Нему; Он хочет вернуть нам наше утерянное райское достоинство.

Богу нашему слава, честь и держава, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.