[В день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна] - 20.01.13 Печать
29.01.13 15:39

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, сегодня мы ещё празднуем Крещение Господне, а также Собор Иоанна Крестителя. В Церкви есть такая традиция: после основного праздника на следующий день празднуется память тех, кто непосредственно участвовал в творении этого праздника, или пребывал в этом празднике. Например, когда мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, на следующий день празднуется память Её родителей; когда мы праздновали Рождество Иисуса Христа, следующий день – Собор Пресвятой Богородицы. И вот сегодня Церковь вспоминает того, кто принял непосредственное участие в Крещении Господнем, – Иоанна Крестителя.

Сегодня мы читали место из Святого Евангелия, где Иоанн Креститель свидетельствует о Иисусе Христе. Иоанн Креститель – необыкновенный человек, и рождение его было необыкновенным. Он ещё в утробе матери познал Иисуса Христа, познал, что пришёл Спаситель. Сотни тысяч Иудеев ждали, что придёт Мессия. Где и как Он придёт было сказано в пророчествах, люди ждали этого – а первым узнал Его младенец в животе у матери, и этим младенцем был Иоанн Креститель. Иоанн Креститель был великий молитвенник и великий подвижник. «Он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд». Так как одежда из верблюжьего волоса очень колючая, то, наверное, его тело горело, был непрерывный зуд, но он терпел и смирялся. Через это терпение он приобрёл многие духовные дары, ибо без терпения и смирения невозможно приобрести ничего духовного.

Когда Иоанн Креститель вышел крестить, «весь Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои», он трижды окунал их с головой в воду в знак очищения, омовения от греха. Люди подумали, что Мессия это он, но он ответил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин, понести обувь Его». Таким образом, он сказал: «Нет, я не Мессия, я сам жду Мессию и Он будет сильнее и крепче меня, я совершенно не достоин Того, Кто придёт после меня. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».

Святое Евангелие свидетельствует нам о том, что произошло дальше. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который встал впереди меня, потому, что Он был прежде меня». Эта последняя фраза удивительна, Иоанн Креститель говорит, что Тот, Кто идёт вслед за ним, Был всегда; ибо мы знаем, что Бог пребывает всегда, и Господь Иисус Христос – это проявление Святой Троицы, Сын Божий. И дальше Иоанн говорит: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Иисус Христос вошёл в воды Иорданские, «и, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Иоанн Креститель это видел и засвидетельствовал, и это свидетельство святого пророка должно быть очень ценным для нас, потому что мы с вами очень маловерные. Мы думаем, что веруем, но вера наша слаба и немощна. Ибо Господь сказал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда и низвергнись в море», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Знаете, что за гора имеется в виду? Не только плотская, материальная гора – скала, – а гора наших грехов, а море – это море благодати Божией. Вот если мы маленькую веру имеем, маленькую как горчичное зёрнышко, то мы свою гору грехов отринем и низвергнем в море Божией благодати. Происходит ли это в нашей жизни? Нет, не происходит. Как была гора грехов, зла, которое мы творим каждый день, – так она и осталась. Мы находимся в Церкви, где кругом Божья благодать. И мы видим удивительные Божии чудеса:  мироточат иконы, иконы обновляются. Помните, какой тёмной была икона Богоявления, купленная на Православной ярмарке, – на ней почти ничего не было видно. Посмотрите: сейчас видно  голубое небо, и явно видно Господа, и Духа в виде голубя, и Иоанна Крестителя, – икона обновилась. Нас это чудо вразумило? Мы как-нибудь уверовали, чтобы отринуть гору грехов? Нет, не уверовали. Каждое воскресенье происходит святое чудо: священник с молитвой опускает Крест в воду, и она становится нетленная, целебная. Уверяет нас это в чём-то, так, чтобы мы приняли решение изменить свою жизнь навсегда? Нет, не уверяет. Мы находимся в море благодати Божией, ибо в Церкви Божией – море благодати. Но мы как камень в воде: у нас в реке Дон в некоторых местах каменистое дно, – лежат «каменюки» в воде и не растворяются в ней. Вот и наше чёрствое и окаменевшее сердце не растворяется даже в этом огромном море Божией любви и Божией благодати. Как была броня на сердце, так она и осталась. Мы маловерные. Наш Владыка говорит, что удивительно, как до сих пор ещё хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, ибо мы ведём такую нерадивую жизнь. Но Господь нас милует, и продолжает творить чудеса. По нашим грешным, недостойным молитвам Господь и воду освящает, и Дух Святой сходит, и хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Тот, кто причащался, знает, что это действительно Тело и Кровь Христовы, ибо так душа оживает, так сердце радуется, как может радоваться только при встрече с Богом. Когда человек причащается, – восстаёт немножко, хоть глоток свежего воздуха вдыхает; но из-за того, что наша вера слаба и немощна, мы делаем глоток этого живого воздуха, и через пять минут во всю грешим.

Так что, братия и сестры, это уверение, которое нам сегодня даёт Иоанн Креститель, свидетельствуя об Иисусе Христе, может быть ещё одной «подпорочкой» нашей маленькой вере. Господь постоянно ставит нам такие «подпорочки»:  творит явные чудеса, помогает нам, восставляет душу, которая уныла от грехов, даёт ей радость, и тем самым уверяет нас, что Он действительно Есть Спаситель и Бог наш Иисус Христос, пришедший на Землю, чтобы спасти грешных. И через эти уверения и свидетельства, хоть мы и являемся прахом - по своей жизни, – но всё равно имеем надежду, что Спаситель мира так нас возлюбил, что Сам пришёл к нам искать нас. И мы,  надеясь на Милость Божию, не посрамимся никогда.

Аминь.