[Слово в Рождественский сочельник о послушании] - 06.01.13 Печать
15.01.13 16:57

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, у нас есть радостная новость: до весны нам будет помогать второй священник – отец Николай из с. Бурдино, настоятель храма в с. Тростяное. Этим летом там активно восстанавливался храм, но ещё нет окон и очень холодно, поэтому батюшка не может молиться там, он будет молиться и помогать у нас.

Приход второго священника решит нашу проблему, которая заключается в том, что мы не хотим по вечерам приходить на исповедь, а приходим только перед Литургией, – из-за этого Литургия у нас затягивается на тридцать – сорок минут, а иногда и до часа.

Но я вас в очередной раз прошу, и это не моя придумка, так сказано в правилах церкви: Кто хочет причаститься – должен быть с вечера в храме. Многие говорят: «Да вот, далеко, ноги не ходят, темно и страшно», – я вас понимаю, но это когда ты просто пришёл в храм помолиться. Тогда эти оправдания действенны. Но если ты раз в месяц, а некоторые раз в год собрались со Христом встретиться, – тут уж, извини, никаких отговорок нет. Причастие – это время мобилизации духовных сил. Ты должен собраться, настроиться: «Я встречаюсь с Господом». Приходите, с вечера будем исповедоваться.

В Рождественский сочельник всегда большая служба, а мы её ещё дополнительно нагрузили тем, что поленились вчера в храм придти на исповедь.

Вы, наверное, слышали, что «послушание выше поста и молитвы». Очень часто мы что-то слышим, но абсолютно не понимаем о чём это на самом деле. Есть духовная лестница восхождения к Богу, и есть ступени этой лестницы. Невозможно сразу запрыгнуть на третью или на пятую ступень. Сперва ты должен взойти на первую ступень, потом на вторую, – и всё выше и выше человек поднимается в духовном делании. Пост и молитва – это лишь первые ступени. Ибо пост прогоняет из нас силу бесовскую, силу вражескую, а молитва соединяет наш ум с Богом. А послушание… Кого я слушаюсь? Я слушаюсь того, кого  люблю. Дочь и сын слушаются своего отца и свою мать, если он или она их по-настоящему, нелицемерно любит. Выражение «послушание выше поста и молитвы» означает, что тот, кто привык слушаться, взошёл на следующую духовную ступень: он уже сын Божий или дочь Божия. Через пост и молитву человек соединился с Богом, и слушается Его. В Церкви самое главное – послушание, а у нас его нет. Священник просит: «Приходите с вечера исповедоваться», – а мы не слушаемся. Мы либо «сами с усами», либо в голове у нас всякие «рассуждалки»: «Я утром потщательнее поисповедуюсь», или: «Я вечером поисповедуюсь, а утром успею нагрешить». Да какой же ты христианин, если ты за двенадцать часов успеешь так нагрешить, что не имеешь право подойти к Причастию? Это самая настоящая «рассуждалка», – по-другому я это никак не могу назвать. Это наша «самость»: «Я понимаю лучше, чем священник. Я лучше знаю». Послушания у нас нет, а оно выше поста и молитвы. Представьте: Владыка или игумен монастыря ставит брата на трапезную, он должен накормить братию, которая придёт ночью со службы. А этот брат скажет: «Да почему это я должен всю ночь с тарелками и вилками возиться? Лучше пойду в храм молиться». Знаете, что будет с этим братом? Он может быть изгнан из монастыря за непослушание. Но даже если он не будет изгнан из монастыря, – он не сделал самого главного – он не проявил послушание, он не проявил братскую любовь. По своей гордыне он начал сам себе рассуждать, начал сам устанавливать себе правила: «Нет, я лучше буду молиться, чем тут картошку чистить всю ночь». Этот брат думает, что доставит своей душе большее духовное делание, а он свою душу в ад заталкивает, потому, что отпал от любви Божией. Господь говорит: «Кто любит Меня, тот Мои заповеди соблюдёт». Оказывается, послушание – это проявление любви. А у нас самого главного нет, – мы не слушаемся. Здесь священник, настоятель этого храма, плохой он или хороший. Знаете, когда нужно слушаться священника, а когда не нужно? Господь говорит: «То, что вам священники скажут – то делайте, а дела их не повторяйте». Почему Господь так сказал? Господь знает, что человеческое естество падшее. Да, священник – слуга Божий, но он всё равно носит в себе отпечаток падшего естества, и у него может быть много личных грехов. Господь нам говорит о том, что нужно слушаться священника, но грехи его не повторять. А святые отцы предлагают такое рассуждение: «Исполняй всё, что говорит священник. Но если он будет говорить против Бога и против Церкви, – не исполняй этого». И вот священник говорит, – не против Бога, не против заповедей Божиих и не против Церкви, – а призывает к послушанию: «Придите, поисповедуйтесь с вечера, так будет лучше». И примеров непослушания полно. Вот вам и стадо Христово. Представьте, что пастух пасёт стадо – и корова полезла куда-нибудь через буераки. Что сделает пастырь? Он подскачет к ней на коне, хорошенько огреет её кнутом: «Куда пошла?!», – ещё и «припечатает»  словами. Непослушливое животное, если забредёт в лес, – волки загрызут, в овраги забредёт – не вылезет оттуда. Священник – это пастырь, которому Господь вверил Своё стадо. Мы люди, – образ и подобие Божие, а порой ведём себя как непослушливые животные, как заблудшие, не понимающие Слово Божие и слово человеческое. Поэтому я вас прошу: слушайтесь, – в этом ваше спасение.

К схиархимандриту Виталию прибегали за благословением печку разжечь для приготовления пищи. Всё делалось по благословению, всё делалось за святое послушание. А у нас кругом «сами с усами»: «Да этого он не знает. Да этого он не понимает. Молодой ещё, я лучше него знаю». Все эти рассуждения имеют право быть, – но ты не слушаешься, а, значит, находишься на пути погибели. Ибо ты имеешь одно-единственное право не послушаться, – если священник будет звать тебя в ад. Если священник зовёт тебя к Богу, как ему Господь на сердце кладёт, твоя прямая обязанность послушаться голоса священнослужителя. Важно, чтобы в вашем сердце была любовь, а она рождает святое послушание, – которое выше поста и выше молитвы.

Аминь.