[В день памяти Апостола Андрея Первозванного] - 13.12.12 Печать
20.12.12 23:33

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с праздником: мы вспоминаем великого апостола Андрея Первозванного.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали о том, каким образом был призван Андрей на апостольское служение и почему его называют Первозванным. В Святом Писании сказано: «Стоял Иоанн Креститель и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живёшь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот». И дальше повествует Святое Писание, как были призваны другие апостолы: эти два рассказали другим, что они видели Того, о Ком сказано во псалмах и пророках, то есть Христа. Андрей был первым призван Господом на апостольское служение, вот почему он называется Первозванным. Но мне хочется обратить внимание на то, что они уже были учениками Иоанна Крестителя, и познать Господа им помог этот великий учитель. Познать Истину им помог Святой Пророк. В Святом Писании изложены примеры и образы спасения человека, как нам должно спастись.

 

В другом месте Святого Писания мы можем прочитать про вторую встречу их с Господом: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». Это пример того, что, когда Господь нас призывает, нам нельзя медлить, нельзя отнекиваться и говорить так, как нам приводит это Священное Писание: «Один сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти». Занятие я приобрёл себе: «Подожди, Господи, я потом к Тебе приду». Апостолы нам показывают совершенно другое: как они призвались, как они стали апостолами? всё бросили и пошли за Христом.

А что же им помогло познать Христа? Видимо, то, что они уже искали истину. Святой пророк Иоанн был послан перед Христом, чтобы приготовить народ к принятию Мессии, чтобы через покаяние готовить народ к принятию Божией благодати. И они искали Истину, поэтому стали учениками Иоанна Крестителя. Их душа стремилась к познанию Света. Они хотели встретиться со Светом, их ум искал Свет. Поэтому они увидели этот Свет, когда их учитель прямо указал: «Вот Агнец Божий». Все народы ещё блуждали во тьме и не знали, что Спаситель уже пришёл в мир, а они вслед за своим учителем познали это.

Мне хочется обратить ваше внимание на приготовление своего сердца к принятию Истины. Многие никак не могут воцерковиться, не могут прийти в Церковь. Никак не поймут, что это самое главное делание в жизни – стать членом Церкви. Да, ты можешь барахтаться в море житейском, и все, кто барахтается так без помощи Божией, рано или поздно в этом море и утопают. Я разговаривал с богатыми людьми. Вы думаете, что то, о чём многие из нас мечтают: «во что бы то ни стало разбогатеть» – принесло им счастье? Нет. У них такие же проблемы, только на другом уровне. Мы ищем, где занять тысячу рублей, они миллион. Мы тратим в месяц двадцать тысяч рублей, украшаем свои дома, – они тратят миллионы. У них свои житейские потрясения и несчастья. И душа человека мечется. Да, она находится в «золотой клетке», но без Бога она точно так же несчастлива, как если бы находилась в шалаше. Без Бога человеческая душа одинока и несчастна.

Братия и сестры, надо познать Истину. Сказано: «Истина сделает вас свободными». Человек, познавший Истину, становится свободным от многих вещей. То, что его раньше попусту волновало, колебало его ум, становится ненужным и неважным, потому что человек видит самое главное. Помните, Господь в притчах рассказывал о том, на что похоже Царство Небесное: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». Все-все свои маленькие «камешки», все свои «драгоценности» собрал, и избавился от этого ради одной только цели: приобрести самую главную «жемчужину». Это Господь в таких символических и поэтических образах даёт нам образ спасения. Когда человек познал Истину, Она освободила его от всего  ненужного, ибо он знает, что в этой Истине, если он приблизится к Ней, – получит всё. Он начинает осознавать, что самое главное на земле – ходить во Свете и стремиться к Свету.

Апостолы, и среди них Андрей Первозванный, нас этому учат: они нашли Истину, они осознали, что это для них самое главное, они решились бросить всё – свои корабли, свои сети, – и пойти за Христом. Это было последствием их предыдущего труда: они уже искали Свет и стремились к Свету, – вот Свет им и открылся.

Сегодня очень большой праздник. Андрей Первозванный принял непосредственное участие в спасении нашего рода. По преданию он, благовествуя слово Божие, рассказывая людям о Христе, не знал отдыха. Он шёл из страны в страну, и нёс людям благую весть. Предание гласит, что он достиг пределов нынешней России. То есть Слово Божие – тот Евангельский Свет он донёс до нашей нынешней родины. Россия особенно почитает Андрея Первозванного. Андреевский флаг на военных кораблях – это флаг именно в честь Андрея Первозванного – покровителя России. Крест на флаге не прямой, а как бы «уроненный» – две перекладины по диагонали. Святой Апостол Андрей Первозванный приобрёл такое смирение и кротость, что тот Божественный Свет, который в нём зажёгся – открыл ему состояние человеческой души. Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Люди не понимают: «Как это так, я должен себя отвергнуться? Рубашка моя ближе всего к моему телу, как я могу себя отвергнуться?». А когда Господь зажигает Свет в человеческой душе уходит тьма, и человек начинает видеть, как всё есть на самом деле. Человек начинает смотреть на себя, и ужасаться глубине своего падения: сколько  злобы, сколько ненависти и зависти, сколько всего нечистого. Знаете братья и сестры, чтобы возненавидеть себя вы должны увидеть себя и возненавидеть себя падшего. Не самого себе ненавидеть, – а нечисть, которая шевелится внутри. Возненавидеть себя падшего и возлюбить Христа, который есть во мне, ибо в каждом человеке есть Свет, в каждом человеке есть добрые дела, которые дал сделать Господь. Это Господь просветил ум и направил ко спасению. Этот свет маленький, и его нам дал Господь. Апостол Андрей просвещённый истиной видел глубину своего человеческого падения, и считал себя недостойным даже пострадать за Христа так, как пострадал Христос на прямом Кресте. По своему смирению он сказал палачам, чтобы они казнили его на «уроненном» кресте, потому, что он настолько ценил жертву, которую Христос принёс на Кресте, он настолько осознал это смирение Господа, как Господь Всемогущий, который сотворил всё позволил Себя прибить ко Кресту. Наш Господь пришёл спасти людей, а они прибили Его к позорному дереву, отправили Его на позорную смерть. У Иудеев был: «Проклят всяк, висящий на древе» – в Ветхом Завете было такое понимание. А Господь висел и умер на Кресте, а Иудеи считали, что проклят тот, кого предали такой смерти. Апостолы толкуют, что проклятие, которое было на всём роде людском – ибо мы попали под проклятие, когда восстали на Бога, и мы были изгнаны из Рая в Адаме и Еве, и на весь род людской было наложено проклятие. Господь за нас взял проклятие, чтобы в Самом Себе это проклятие уничтожить. Он пострадал на Кресте и Спас всех нас. Андрей Первозванный это спасение и необыкновенное смирение видел и познал, что считал себя недостойным точно такой же смерти. Он обрёк себя на крест – но крест другой.

Апостол Андрей, моли Бога о нас грешных, спастися душам нашим.