Регистрация - Вход

Регистрация на сайте даст Вам право оставлять сообщения в гостевой книге, быть допущенными ко всем пунктам меню и оставлять комментарии.






Рейтинг@Mail.ru


[О окамененном нечувствии] - 11.11.12 Печать E-mail
16.11.12 16:44

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, мне хочется сказать несколько слов про окамененное нечувствие. Мы люди, которым Господь подарил веру, и у нас пребывают разные духовные чувства по великой милости Божией. Но случается так, что духовное чувство ослабевает. Ум вроде бы продолжает оставаться в Боге: я знаю, что Бог есть, что Он Благ и только благое творит, что Он принимает непосредственное участие в моей жизни и помогает мне, – умом я всё это осознаю, а вот чувство исчезло. Я перестаю чувствовать радость от молитвы, в храме ничто не восхищает и не восторгает моё сердце, как это было раньше. Теряется страх Божий: если раньше со благоговением к Святыне подходил, то сейчас перед Престолом, перед Жертвенником стою с равнодушным сердцем. Откуда эта напасть? Почему ушло духовное чувство? Ведь оно было. Особенно это чувствуется постом: недаром Великий пост называют весной души. Чувства обновлялись, было желание молиться, слова молитвы ложились на ум и на сердце. Когда читалось Евангелие, ум и сердце восхищались на Небеса. Была радость, необыкновенное духовное чувство. И всё исчезло, – никаких переживаний, равнодушие, охлаждение.

Почему каменеет сердце? Вспомним Ветхий Завет. Когда праведный Лот ушёл из Содома и Гоморры со своей семьёй, им было дано повеление – не оборачиваться назад. И они пошли всё дальше и дальше от места греха, – ибо Содом и Гоморра были сосредоточением греха. Настолько развратились люди, что там были грех и зло сплошь и рядом. И вот, жена Лота не вытерпела и обернулась назад и тут же превратилась в соляной столп. Это повествование из Ветхого Завета говорит о том, что женщина повернулась не из-за своей слабости, не из-за любопытства, – она обернулась назад на грехи свои. В духовном плане это означает, что ум опять повлекло ко греху, ко злу, – и она тут же окаменела. Братия и сестры, это происходит и в нашей духовной жизни. Вообще, всё Святое Писание, – и Ветхий Завет и Новый Завет, – это, через видимые события, рассказ о состоянии души, о переживаниях души, о том, что с душой происходит или может происходить. Вот, когда человек оборачивается ко греху, и ум его опять повлекло к злым и непотребным удовольствиям, – сердце и душа каменеют.

Некоторые воспринимают грех как очень большое злодеяние: убил, украл и так далее. Но повседневный грех – повседневное маленькое зло – постоянно случается в нашей жизни и тоже ведёт к окаменению сердца. Лукавый знает, что мы с негодованием, с гневом отвергнем помысел, например, сблудить, (хоть не всегда удаётся отвергнуть этот страшный помысел). Мы с негодованием отвергнем помысел пойти украсть, выманить, обмануть. А  мелкие, повседневные грехи не замечаем. Это наши повседневные «маленькие» злые дела: разгневался, разозлился, позавидовал кому-то, языком кости так «обмыл» человеку, что просто «избил» его языком, или словом оттолкнул человека от себя. И так потихонечку каменеет сердце. Мы постоянно в какой-то суете: где заработать денег, как что сделать и так далее. Важны в твоей жизни не деньги: миллионы заработаешь, а счастливым не станешь. Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть». Некоторые нищие без копейки счастливы так, как многим богачам и не снилось. Потому что у них Бог в сердце, радость от добрых дел, они знают, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Они счастливы и спокойны, им не надо ни о чём суетиться, не надо на это жизнь убивать. Трудиться мы должны, зарабатывать должны, детей кормить должны, – но убивать жизнь на это не должны. Братия и сестры, вот так потихонечку сердце наше окаменело из-за всей этой суеты, и духовные чувства ушли. А потом уже лень на молитву встать, лень в храм идти: «Ой, зачем, тяжело; поясница будет болеть, ноги устанут; темно уже по вечерам; гости приехали ко мне…». Или хочется, в конце концов, рюмочку водки выпить: «Не пойду в храм, лучше вот такое удовольствие душе своей доставлю». Но никакого удовольствия на самом деле нет, душа начинает тосковать, печалиться, душа ни в чём не находит удовольствия: ни в водке, ни в телевизоре, ни в разговоре, ни в большом доме. Потому, что душа затосковала. Броня покрыла сердце, потерялась связь с Богом, духовных чувств в сердце нет. Ощущение опустошения, – вот что происходит, когда человек теряет связь с Богом, живую молитву, живую веру и живые духовные чувства. Когда его духовное состояние равно разорённому дому: пришёл враг, разбил крепость пушками, и остались одни развалины. Вот порой, братия и сестры, мы в духовном плане представляем из себя развалины. Вы знаете, что должно произойти в душе человека? В душе человека должен построиться Город Небесного Царя – Иерусалим. Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть». Недаром мы просим: «И да созиждутся стены Иерусалимские». Где они «да созиждутся»? – да в сердце твоём, в душе твоей «да созиждутся» духовные стены. Да построится город Небесного Царя внутри тебя, чтобы ты испытывал радость. Сказано, что в этом Городе Господь будет сиять Светом Небесным всем, кто удостоиться войти в Него. Это означает состояние перерождённой души. Душа должна переродиться, освежиться, стать новой во Христе Иисусе. Душа должна предстать перед Богом, петь Богу, славословить Его, – вот какое должное состояние твоей души. Но, к сожалению, из-за многих злых дел, слов и суеты у нас там развалины вместо Небесного Города Иерусалима. Так бывает.

Что с этим делать? Начать нужно с покаяния. Подойти и искренне покаяться: «Охладело моё сердце, прости меня, Милосердный Господи». Господь за покаяние, за смирение сердца пред Ним, всегда дарует благодать Свою, всегда приходит на помощь и наполняет твою душу живыми переживаниями, живой верой. Душа оживает в пост. Так сказано: «Сытое брюхо к молитве глухо», – когда ты чревоугодием занимаешься, пьянством свою душу «заливаешь», она страдает от этого. А воздержание чувств ведёт к оживлению души, оживлению духовных переживаний. И, конечно же, братия и сестры, надо читать святых отцов. Они через всё это прошли, у них огромный духовный опыт. На нас порой наваливается уныние или блудное возбешение, другие искушения и грехи, и надо прочитать, как святые отцы с этим справлялись. Что они советовали делать, и чего не делать, и как поступать в таких случаях. Читая наставления святых отцов, ты потихонечку укрепляешься, вера твоя оживает, и уже не только ум твой пребывает в Боге, но и сердце.

Богу нашему слава, честь и держава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.