[О милосердном Самарянине и деле нашего спасения] - 25.11.12 Печать
29.11.12 22:05

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас со святым праздничным воскресным днём.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том Евангелии, которое мы читали. В нём рассказывается: «Ко Иисусу Христу подошёл один законник, и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». И Господь ему ответил вопросом на вопрос: «В законе что написано? Как читаешь?». И среди множества заповедей Ветхого Завета, среди многих-многих предписаний и обязательств, которые через пророков Господь дал народу Израильскому, – этот законник выбрал две. Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Он выбрал две эти заповеди и назвал их самыми главными. И Господь подтвердил ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь иметь  жизнь вечную». Тогда этот законник, желая оправдаться, спросил у Господа: «А кто мой ближний?». И Господь даёт ответ через притчу, через иносказание. Он описывает ситуацию: «Некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо». Левиты – это были помощники священников. И потом проезжал Самарянин. Самаряне – это народ, который правоверные иудеи считали отпадшим от Бога, для иудеев они были окаянные грешники, отверженные,  ничего не понимающие, – их просто презирали. Так вот: «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». И дальше Господь спрашивает: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Господь через эту притчу говорит, что ближний  – это любой человек, который оказался рядом с тобой на жизненном пути. С кем ты встретился в жизни, кого ты рядом с собой видишь – это и есть ближний твой.

Чему нас учит эта притча и евангельская история, которую мы читали на службе и сейчас разбираем? Учит она нас очень многому. В любом месте Святого Писания, в любом Слове Божием сокрыты тайны мироздания.

Например, кто этот Самарянин, который оказал милостыню и спас  погибающего человека? Святые отцы учат, что так Господь таинственно, образно именует Самого Себя. Ведь мы знаем, что правоверные иудеи отвергли Господа, они не поняли, что это Спаситель мира, и убили Его на Кресте. Самаряне – отверженная нация, а Господь их применяет Себе. Потому, что Он оказался как Самарянин для правоверных Иудеев – Отверженным. Но Он проявил милосердие к роду человеческому.

Кто эти разбойники, которые избили путешественника? Путешественник – это все люди Земли. А разбойники – это бесы, это грязные страсти, это ненависть и зло, которое ранит нас. Зло поедает само себя. Зло убивает само себя. И то зло, которое вокруг, тоже ранит каждого из нас. И мы лежим в пыли и грязи, умираем от своих грехов, от того зла, которое мы причиняем, и от зла, которое другие люди нам творят. Так мучается и погибает род людской. Что дальше произошло: Самарянин сажает человека «на свой скот» и везёт его в гостиницу. Святые отцы толкуют, что гостиница, где этот Самарянин помогал человеку исцелиться от ран – это Церковь. Но это и весь мир, ибо мы с вами живём как в гостинице. Мы пришли в этот мир, и у кого-то 5-ти звёздочная гостиница – он очень хорошо устроился, кто-то похуже, – но все мы здесь временно, и Господь нас через эту притчу учит, что мы здесь не навсегда. А Отечество наше там, где наш Отец Небесный. Там наш Отчий дом.

Самарянин возливал масло и вино на израненного человека, чтобы исцелить его раны. Это Господь даёт нам прообраз Таинства Соборования, – Таинства исцеления людей. По заповеди Божией в Церкви вино и елей смешиваются и  освящаются, – помазываются люди и исцеляются от ран. Что такое елей и вино? Елей – это масло, – и означает милость Бога к нам. А «вино веселит сердце человека». И действительно, через милость Божию мы все исцеляемся, через милость Божию может возвеселиться дух наш, воспрянуть от ран.

Что происходит дальше: спеша по своим делам, Самарянин оставляет израненного человека в гостинице – в Церкви. И гостиннику – то есть служителю Новой Церкви, которую Сам Господь создаёт, Он отдал два динария  – две огромные ценности. Некоторые Святые отцы толкуют, что Господь говорит здесь про Тело Своё и на Кровь Свою. Господь в Церкви,  которую Он создал, даёт нам каждую Литургию Тело и Кровь Свои, чтобы мы могли причаститься Самого Христа, и исцелиться,  чтобы могло осуществиться наше выздоровление.

Эта притча рассказывает об очень важных, вселенских, космических вещах, –  о деле нашего спасения. Евангельская история говорит и о том, что очень легко сказать что-то, – но трудно сделать. Тот законник, который выспрашивал у Господа как спастись, и сам правильно своим умом дошёл, что нужно самое главное соблюсти:  «Возлюбить Господа, и ближнего как самого себя». Он это понял, – но ничего не сделал.

Господь хочет, чтобы все мы спаслись. Господь через каждое Своё слово, через каждое Своё дело даёт нам образ спасения мира. Как и через что Он спасает мир, и как нам исцелиться от греха велика, как нам спастись. Вот отсюда и наше делание. Любой человек, который рядом с тобой, – это орудие твоего спасения. Ты кого-то потерпел – твоя душа приблизилась ко спасению. Ты кому-то помог – знай, что тебе Сам Господь Всеблагий поможет, потому, что ты проявил милосердие, и к тебе будет проявлено милосердие. Делание это очень важное, и Господь нам на это указывает. Мы очень часто ропщем на ближнего своего, – на жену, на детей, если они делают что-то не так. На больную, состарившуюся мать, за которой мы ухаживаем. Нам порой трудно терпеть собственную мать: «Она не понимает, она со своими разговорами меня замучила». Но если ты отнесёшься к этому правильно, как к деланию, – это и будет путь ко спасению. Все мы, так или иначе, пришли к вере, и, бывает,  сердце возгорается и нам хочется совершить какой-либо подвиг. Мы читаем про Серафима Саровского, который три года стоял на камне. Мы читаем про других святых отцов, которые молились день и ночь, постились, – как нам и не снилось. На горы уходили, в пещеры… Читаем про мучеников за Христа, которых варили в кипящем масле, – и они не отрекались от Истины. Вот какие огромные подвиги. И мы всё мечтаем о себе, что совершим какой-то духовный подвиг. А подвиг рядом с тобой ходит: твоя мама, которая тебя на руках  выходила и вырастила, – и ты не можешь что-то потерпеть от неё? Это, братия и сестры, просто неразумие. Мы гонимся за чем-то, что нам невозможно осуществить, – в меру своей жизни. А те образы спасения, которые нам  Господь даёт: потерпеть немножко, смириться перед кем-то, помочь, – мы отвергаем, и дело своего спасения не делаем.

Братия и сестры, не проходите мимо ближнего своего. Ближний твой – это посланный тебе Богом человек, чтобы через общение с ним, через смирение перед ним, через помощь ему спаслась именно твоя живая, вечная душа.

Богу нашему слава, честь и держава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.